Хорватия

Хорва́тия - государство на юге Центральной Европы и западе Балканского полуострова, бывшая союзная республика в составе Югославии, ставшая независимой в 1991 году. Форма правления — демократическая республика. Название страны образовано от этнонима хорваты. Столица и крупнейший город — Загреб. Граничит на северо-западе со Словенией, на северо-востоке — с Венгрией и Сербией, на юге — с Боснией и Герцеговиной и Черногорией; на западе омывается Адриатическим морем.

 

История Хорватии

На протяжении всей своей истории территория, на которой ныне находится Республика Хорватия, являлась местом соприкосновения различных народов, языков и религий, поочерёдно испытывая на себе политическое и культурное влияние различных центров. В VII веке, ко времени прихода сюда хорватов, эти земли находились на границе между Восточной и Западной Римскими империями. В IX веке здесь столкнулись интересы Византии и Франкского государства. В XI веке независимая Хорватия достигла своего расцвета, став одним из самых мощных королевств Балканского региона. Позже хорватские территории контролировали Венгерское королевство, Венецианская республика, Австро-Венгрия и Оттоманская империя. На протяжении XX века Хорватия неоднократно становилась ареной конфликта между католиками хорватами, православными сербами и мусульманами боснийцами.

Территория Хорватии до появления на ней хорватов

Территория Хорватии была обитаема с доисторических времён. Культуры раннего неолита обнаружены на Хваре и других хорватских островах, а также на континенте.
В доримский период вдоль побережья Адриатики существовало несколько важных доиндоевропейских археологических культур, самой древней из которых была «импрессо». В эпоху бронзового века на Адриатическом побережье существовали потомки культуры «импрессо», среди которых выделялась своей керамикой бутмирская культура, а позднее — кастельерская культура, от которой осталось несколько сот укреплённых поселений.
Первыми обитателями этих земель в исторический период были племена иллирийцев. Приблизительно в IV — III веке до нашей эры континентальные земли современной Хорватии были колонизированы кельтскими племенами; а побережье Далмации и острова — греками. Считается, что первая греческая колония на далматинских островах была основана на Висе (Иссе) в IV веке до н. э.
Во II веке до н. э. территория Хорватии была завоёвана Римом, сначала Истрия (177 г. до н. э.), а затем и прочие земли. На них были образованы две римские провинции — Паннония (континентальная часть современной Хорватии и часть современной Венгрии) и Далмация.
После падения Западной Римской империи регион переживал тяжёлое время — его отдельные части завоёвывали гунны, остготы, франки, лангобарды, авары, Византия. Появление на территории современной Хорватии славянских племён датируется VII веком. Считается, что переселение хорватов шло из района Кракова и Южной Галиции вместе с переселением аваров. Хорваты пришли на Далмацию и выселили аваров. Есть гипотеза, что именно василевс Ираклий попросил хорватов переселиться на Далмацию, т.к. его не устраивали нынешние соседи в лице аваров. Именно Ираклий начал процесс христианизации хорватов.

Средневековая Хорватия

Хорватами после расселения в Паннонии и Далмации было создано несколько княжеств, среди которых выделялось Неретванское княжество, расположенное в дельте Неретвы, которое было в состоянии вести войны с Венецией. Тогда же начался процесс христианизации хорватов, который в целом закончился в IX веке.
На протяжении VII—VIII веков хорватские княжества в Далмации признавали власть Византии, а в континентальной (Посавской) Хорватии — власть франков. В начале IX века серия войн между франками и Византией опустошила Далмацию, ещё больший урон приморские земли понесли в ходе арабского нашествия 841—842 гг. Арабы сожгли г. Осор на острове Лошинь и ряд прибрежных городов.
Объединение хорватских земель в единое государство началось при князе Трпимире I (845—864), основателе династии Трпимировичей, который считается первым правителем независимой Хорватии. Трпимиром I было основано первое хорватское епископство — в Сплите.
Первым хорватским правителем, признанным папским престолом, стал Бранимир (879—892). Папа Иоанн VIII даровал ему титул «dux Chroatorum» и признал его законным правителем как паннонской, так и далматинской Хорватии. Резиденцией Бранимира был город Нин неподалёку от Задара.
Томислав I (910—928) стал первым хорватским королём. Его коронация в 925 г. стала важным событием в истории Хорватии. Томислав одержал ряд впечатляющих военных побед над болгарским царём Симеоном I Великим и над венграми. Победа над войском Симеона I Великого в битве на боснийских холмах подняла престиж молодого государства и его короля. Томислав создал мощную державу, территория которой простиралась от Кварнера до Дрины и включала в себя большую часть территории современной Хорватии (за исключением Истрии и Дубровника) и Боснии и Герцеговины.
В 998 г. было учреждено архиепископство в Задаре, а годом позже — в Дубровнике.
Пика могущества средневековая Хорватия достигла при короле Петаре Крешимире IV (1058—1074). Столица государства при нём была перенесена в Шибеник.
При последующих правлениях Звонимира и Степана II мощь хорватского государства понемногу начала ослабевать. На Степане II прервалась династия Трпимировичей.
XI веком датируют Башчанскую плиту — каменную стелу, которая является старейшим документом, написанном на хорватском языке с использованием глаголицы. Башчанская плита названа по месту находки — селению Башка на острове Крк.
В 1081—1085 гг. хорватские земли пережили нашествие норманнов. В то же время хорватское государство столкнулось с новым соперником, на этот раз с севера — усилившееся венгерское королевство стало претендовать на контроль над Хорватией.
В 1091 г. король Венгрии Ласло I Святой захватил значительную часть посавской Хорватии и поставил королём Славонии своего племянника Альмоша. Хорватская знать избрала на съезде королём Петара Свачича (его резиденция располагалась в г. Книн), который добился временного успеха, изгнав венгров из большей части страны. В 1097 году новый король Венгрии Кальман Книжник одержал над хорватами решающую победу в битве на горе Гвозд (рядом с современной Петриньей), что привело к ликвидации независимости страны.
В 1102 году по договору, обычно называемому Pacta Conventa, хорватское дворянство признало династическую унию с Венгрией. Договор подразумевал, что Хорватия и Венгрия управляются одним правителем, как два раздельных королевства. Король обязался не заселять хорватские земли венграми, гарантировать самоуправление под началом назначенного королём бана (правителя) и уважать привилегии хорватской знати. Кальман Книжник в том же 1102 г. короновался в Биограде, ставшему к тому времени хорватской столицей, как король Венгрии и Хорватии.

Венгерско-хорватское государство

В объединённом государстве хорваты пользовались большой автономией. Хорватией управлял бан и национальный парламент. На хорватских землях стремительно шёл процесс формирования феодальной знати. Такие семейства как Франкопаны, Зринские и Шубичи завладели огромными землями.
В XIV—XV веках страной правили короли из Анжуйской династии. Во время их правления обширная территория хорватского государства начала стремительно сокращаться: в начале XV века Венеция — опаснейший соперник объединённого королевства на Адриатике — завладела почти всем Адриатическим побережьем и далматинскими островами. В XVI веке над Хорватией нависла серьёзнейшая угроза со стороны Османской империи, чьи границы в результате завоевания Болгарии, Сербии и Боснии вплотную приблизились к Хорватии.

Габсбурги, Венеция и Османская империя

В 1526 г. войско венгерского королевства потерпело серьёзное поражение от турок в битве при Мохаче, в которой погиб король Людовик II. Вскоре турки взяли под контроль Славонию, Западную Боснию и Лику. В критической ситуации хорватский парламент принял решение предложить хорватский трон Фердинанду Габсбургу, брату императора Священной Римской империи Карла V в надежде, что силы империи помогут сдержать турок. Так началось владычество Габсбургов над континентальной Хорватией, длившееся почти 400 лет.
Однако война между империей и турками продолжала идти достаточно успешно для последних, и к 1592 г. большая часть бывшего хорватского государства оказалась завоёванной. С целью обороны оставшейся территории австрийцами вдоль границы с турками была создана так называемая Военная граница (Vojna Krajina), особое административное образование, на котором располагались мощные фортификационные укрепления. Поскольку эти земли в ходе войны обезлюдели, на них расселялись беженцы с оккупированных турками территорий, главным образом, сербы. Военная граница пользовалась большой автономией и управлялась напрямую из Вены.
Турецкое наступление было остановлено в 1593 г. после битвы при Сисаке, в которой турки впервые потерпели поражение на Балканах. В начавшемся австрийском контрнаступлении вскоре была освобождена почти вся Хорватия, однако Босния осталась под турецким господством. Таким образом, к XVII веку сложилась следующая ситуация — территория современной Хорватии принадлежала габсбургской Австрии (континентальная Хорватия), Венеции (Истрия и Далмация) и Дубровницкой республике, которая, играя на противоречиях более мощных держав, сумела остаться независимой. Такое положение просуществовало до конца XVIII века.
В XVIII веке стабильное развитие обеих частей страны приводит к большому экономическому и культурному прогрессу. С этого периода до наших дней сохранилось значительное число архитектурных шедевров — дворцов в венецианском стиле на далматинском побережье и в стиле габсбургского барокко в континентальной Хорватии. Столицей последней во второй половине века был город Вараждин, однако в 1776 году после пожара столица была перенесена в Загреб, который начал быстро развиваться, превратившись в крупнейший город страны.
В 1797 г. после падения Венецианской республики Австрия присоединила к империи территорию Далмации; однако в ходе последовавших затем наполеоновских войн в 1809 г. Далмация вошла в состав Иллирийских провинций наполеоновской Франции, также как и Дубровницкая республика, прекратившая на этом своё существование. После поражения Наполеона в 1815 г. Далмация и Дубровник воссоединились с континентальной Хорватией в составе Габсбургской монархии, хотя после её преобразования в Австро-Венгрию в 1867 г. королевство Далмация оказалось в Цислейтании (Австрия), а остальная Хорватия в Транслейтании (Венгрии).
В середине XIX века в Хорватии началось национальное возрождение, во многом вызванное попытками германизации и мадьяризации хорватов. Видным явлением стало культурное и политическое движение, получившее название иллиризм, ставившее своей целью объединение всех славян на Балканах в одно государство, а также создание единого юго-славянского языка.
После поражения революции 1848 г. королевство Иллирия было упразднено и хорваты потеряли значительную часть своей автономии, невзирая на активное участие бана Иосипа Елачича в подавлении революции в Венгрии. Иллиризм был запрещён. Хорватская автономия в составе Венгрии была восстановлена в 1868 г.; приморские области вошли в состав коронной земли Австрийское Приморье. Однако атрибуты автономии были достаточно скромными. Были сохранены территория, границы, на местном уровне законотворчество и управление внутренними делами. Исполнительной властью для Хорватии являлись венгерские министерства, полностью контролировавшие хорватскую экономику. Бан назначался императором по представлению главы венгерского правительства. Хорватский Сабор должен был практически без обсуждения принимать законопроекты венгерского парламента.

Королевство Югославия

После Первой мировой войны Австро-Венгрия распалась. Регион Юлийская Крайна (Истрия и острова Црес и Лошинь), а также Задар и остров Ластово отошли к Италии, а остальная территория Хорватии оказалась в составе новосозданного Государства словенцев, хорватов и сербов, которое, спустя месяц своего существования, объединилось с Королевством Сербия создав новое государство на Балканах — Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Возглавляли новую страну короли из сербской династии Карагеоргиевичей. Несмотря на то, что Хорватия и Словения сильно опережали в экономическом развитии Сербию, вся реальная власть в стране принадлежала сербской элите, тогда как прочим югославянским народам досталась роль угнетаемых меньшинств. В Королевстве Югославия территория с преобладающим хорватским населением была разделена между несколькими бановинами — Савской (Посавская Хорватия, Славония и северная Далмация), Приморской (Средняя и часть Южной Далмации) и несколькими соседними.
Как результат, в Хорватии возникло сильное движение за национальную независимость, или, по меньшей мере, реальную автономию в составе Югославии, которое возглавил лидер Хорватской крестьянской партии Степан Радич. Требования хорватов были отвергнуты Белградом, поскольку сербская правящая верхушка рассматривала все югославянские территории, вошедшие в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, как «военный приз». Великодержавная политика Белграда вызвала протест у всех без исключения народов, входивших в состав королевства. 20 июня 1928 г. сербские националисты убили Радича прямо в зале заседаний югославского парламента. В ответ на возмущение, охватившее страну, король Александр I Карагеоргиевич совершил государственный переворот и объявил чрезвычайное положение. Страну потрясали непрерывные конфликты, а в 1934 г. король Александр был убит в Марселе хорватскими усташами и македонскими националистами. В 1939 году в целях «смягчения остроты хорватского вопроса» в результате соглашения Цветковича — Мачека была создана автономная Хорватская бановина, объединившая Посавскую и Приморскую бановину и включившую в себя небольшие участки Дунавской, Дринской и Зетской бановин с преобладающим хорватским населением. Однако предоставление Хорватии желанной автономии в 1939 г. (на должность бана был назначен И. Щубашич) уже не могло спасти ситуацию.

Вторая мировая война

Югославия была оккупирована Германией и Италией в ходе блицкрига 6-17 апреля 1941 г. Король Пётр II бежал из страны. Страна была разделена между Германией, Италией и Венгрией, а на части хорватских и боснийских земель было создано марионеточное фашистское «Независимое государство Хорватия». Номинально во главе государства стоял король Томислав II, однако реальная власть принадлежала усташам и их лидеру, «поглавнику» Анте Павеличу. Усташи развернули в стране неслыханный террор, главным образом, против сербов, евреев и цыган. Точное число жертв усташей подсчитать сложно, по данным Мемориального музея Холокоста число жертв составило 330 000—390 000, по книге Р.Уэста «Иосип Броз Тито: власть силы» и Бранимира Станоевича «Усташский министр смерти» до 800 000 убитых, значительная часть которых были замучены в концентрационном лагере Ясеновац. Уэст говорит о 300 000 сербов, обращённых в католичество.
Армия НГХ принимала активное участие в боевых действиях как против югославских партизан, так и на Восточном фронте. Хорватский легион под командованием полковника М. Месича был разгромлен под Сталинградом, сам Месич возглавил просоветское югославское военное соединение, которое Сталин сформировал в противовес партизанам Тито.
С момента начала оккупации в Хорватии родилось мощное партизанское антифашистское движение. Первый партизанский отряд был создан под Сисаком 22 июня 1941 г., в день нападения Германии на СССР. Антифашистская борьба координировалась Земельным антифашистским вече народного освобождения Хорватии, которое в 1944 году провозгласило себя высшим законодательным и исполнительным органом Хорватии. К 1945 г. силы партизан, возглавляемых коммунистом Иосипом Броз Тито, очистили Югославию, в том числе и Хорватию, от фашистов, нанеся поражение как усташам, так и сербскому националистическому промонархическому движению четников. После войны антифашистское вече было преобразовано в Народный парламент Хорватии, ставший национальным парламентом Социалистической Республики Хорватии, вошедшей в состав СФРЮ.
Многие хорватские города сильно пострадали за время войны в ходе бомбардировок, которым их подвергала авиация союзников. Сильнейший ущерб был причинён городу Задар, в котором было разрушено 75% зданий.

Вторая Югославия

После окончания войны Хорватия стала республикой в составе Социалистической Федеративной Республики Югославия, возглавляемой Тито. Частная собственность, кроме малых предприятий, была национализирована, в экономике введён плановый принцип. В области межнациональных отношений Тито, который прекрасно понимал сложность данного вопроса, проводил разумную и взвешенную политику, пресекая как сербский, так и хорватский национализм. Данная политика, однако, не распространялась на итальянское меньшинство, оказавшееся в СФРЮ после того, как Истрия, Задар, Црес, Лошинь и Ластово были переданы Югославии после войны. Во многом под давлением коммунистического правительства большинство итальянцев Адриатики эмигрировало в Италию в 50-х годах.
К 1971 году в Хорватии набрало обороты общественно-политическое движение, выступавшее за реформирование югославского социализма и большую самостоятельность Хорватии в составе Югославии и пользовавшееся поддержкой местных партийных лидеров. После личного вмешательства Тито основные лидеры движения были подвергнуты репрессиям, из хорватской секции КПЮ было изгнано более 1000 человек, около 400 человек пошли под суд, главным образом студенты и партийцы. События 1971 года получили в историографии наименование «Хорватская весна». В результате политической реформы 1974 г. республики Югославии получили большую автономию, таким образом, движение в основном достигло своих целей.
В 1980-е смерть Тито и общий кризис в коммунистических странах спровоцировали затяжной политический и экономический кризис, который привёл к развалу Югославии в начале 90-х годов.

Война в Хорватии 1991—1995

В 1990 году на первых свободных выборах в Хорватии победу одержало Хорватское демократическое содружество, возглавляемое Франьо Туджманом. В ответ на требования независимости страны и националистические меры хорватского правительства сербы, составлявшие большинство либо значительный процент населения в хорватских областях Далмация, Лика, Кордун, Бания, Славония, Баранья объявили о создании автономной Республики Сербская Краина. По мнению ряда исследователей, в Хорватии был быстро установлен авторитарный националистический режим Франьо Туджмана. Политические партии и организации Хорватии заявили о государственно-политическом устройстве республики на этнонациональной основе и провозгласили курс на её суверенитет. Идеологи хорватского национализма, широко публикуемые хорватскими СМИ, стремились обосновать исторические права хорватов на национально-этническую самобытность и собственную государственность. Идеология «Братства и единства» южнославянских народов была заменена на концепцию этнонационального возрождения и создания самостоятельного государства.
Вслед за провозглашением независимости Хорватии хорватским парламентом 25 июня 1991 года начались боевые действия между отрядами хорватов и местных сербов, в которые втянулась Югославская народная армия (ЮНА), большинство в которой составляли к тому моменту сербы.
Начало войны ознаменовалось также началом этнических чисток, проводившихся обеими сторонами. По утверждению Симона Визенталя, первыми этнические чистки начали хорватские войска, изгнав с подконтрольных территорий около 40 000 сербов. Всего за годы конфликта хорватскими войсками были изгнаны более 350 000 сербов.
С территории самопровозглашённой Республики Сербская Краина в ходе этнических чисток было изгнано по меньшей мере 170 000 хорватов и других жителей несербской национальности. После окончания войны лидеры Сербской Краины Милан Мартич и Милан Бабич были приговорены к длительным срокам тюремного заключения за военные преступления против мирного населения Хорватии, а их действия оценены как совместный преступный сговор, целью которого было насильственное изгнание несербского населения с третьей части территории Республики Хорватия.
Колоссальный патриотический подъём в Хорватии вызвала битва за Вуковар, в ходе которой хорватские части в городе Вуковар долгое время успешно сопротивлялись многократно превосходящим, но чрезвычайно плохо организованным, силам ЮНА. Город был взят сербами лишь после трёхмесячных боёв, разрушивших город до основания. В ходе войны обе стороны предпринимали наступательные операции. Наступление ЮНА и сил краинских сербов позволило последним поставить под свой контроль часть Славонии и Далмации, однако основную задачу — выход ЮНА на определённые рубежи и установление контроля над всеми сербскими областями в Хорватии выполнить не удалось. Хорватская армия смогла отбить у ЮНА и местных сербов некоторые области в Далмации и Западной Славонии. Начавшиеся вскоре под эгидой ООН переговоры привели к подписанию перемирия.
Неоднократно прерываемое хорватской армией перемирие сохранялось до мая 1995 года, когда в ходе операции «Молния» хорватские войска заняли Западную Славонию. В августе того же года в операции «Буря» хорватская армия за несколько дней полностью разгромила основную часть вооружённых сил Сербской Краины и реинтегрировала Книн и сопредельные территории в состав страны. Военная операция хорватов вызвала массовый исход сербского населения из края. После этой победы президенту Туджману было присвоено звание маршала. Оставшаяся часть Краины в Восточной Славонии, Баранье и Западном Среме была мирно возвращена в состав Хорватии в 1998 году, что привело к полному восстановлению границ Хорватии в том виде, в каком они существовали в СФРЮ.
За военные преступления против гражданских сербских лиц Международный трибунал по бывшей Югославии осудил хорватских генералов Готовину и Маркача, а действия хорватского политического и военного руководства расценил как совместный преступный сговор, целью которого было изгнание сербов с территории Сербской Краины и заселение её хорватами, однако оба генерала были полностью оправданы в 2012 году апелляционным вече трибунала.
По мнению ряда исследователей, боевые действия помешали естественному политическому развитию страны и способствовали усилению авторитарного режима.

Современная Хорватия

После смерти президента Туджмана в 1999 г. в феврале 2000 г. состоялись президентские выборы, которые выиграл Стипе Месич, лидер Хорватской Народной партии.
Главными задачами хорватского правительства были восстановление экономики страны после многолетней войны, а также интеграция в европейские структуры, в первую очередь в Европейский союз. C 2009 года страна является членом ОБСЕ, Совета Европы и НАТО.
Хорватские власти полагали, что последнее формальное препятствие на пути в ЕС было снято с арестом 8 декабря 2005 г. генерала Анте Готовины. Однако процесс принятия Хорватии в Евросоюз растянулся на несколько лет. Предполагалось, что это событие произойдет в 2011 г., но в начале 2011 г. Европарламент вновь отложил решение вопроса о включении Хорватии в Евросоюз под предлогом необходимости доработать антикоррупционное законодательство и разработать программу реформирования судебной системы страны. Тем не менее, в июле 2011 года лидеры стран Европейского союза одобрили вступление Хорватии в ЕС. 22 января 2012 года в Хорватии прошёл референдум, на котором большинство избирателей - 66,25%, проголосовали за вступление страны в Европейский союз. Против евроинтеграции высказались 33,15% граждан Хорватии. 1 июля 2013 года Хорватия стала членом ЕС.

 

География Хорватии

Хорватия — государство на юге Центральной Европы, частично на Балканском полуострове (юго-запад). Территория страны составляет 56 594 км², что делает Хорватию 127 по величине государством мира. Граничит с Боснией и Герцеговиной и Сербией (на востоке), Словенией (на западе), Венгрией (на севере) и Черногорией (на юго-востоке); на юге омывается водами Адриатического моря.
Территорию Хорватии можно поделить на 3 основных геоморфологических региона: побережье Адриатического моря, Среднедунайская низменность и Динарское нагорье. Более половины территории страны занимают равнины с высотами менее 200 м над уровнем моря. Особенно широко равнины распространены на севере Хорватии, в исторической области Славония. Наиболее высокие горы расположены в исторических областях Лика и Горски-Котар, в Динарском нагорье, однако горы меньшей высоты широко распространены и в других частях страны. Высшая точка страны, гора Динара, имеет высоту 1831 м над уровнем моря. Адриатическое побережье Хорватии имеет протяжённость 1777,3 км, тогда как общая длина береговой линии всех островов страны составляет ещё 4058 км. Карстовый рельеф имеет место почти на половине территории Хорватии, особенно широко он проявляется в области Динарского нагорья, а также в некоторых прибрежных и островных районах.
62 % территории Хорватии относится к бассейну Чёрного моря, а оставшаяся часть — к бассейну Адриатического моря. Крупнейшие реки страны: Дунай, Сава, Драва, Мура, Купа и Неретва. Большая часть территории государства имеет тёплый и влажный умеренно-континентальный климат; средние месячные температуры изменяются от −3 °C до 18 °C. В Хорватии располагаются 444 охраняемые природные территории, которые составляют 8,5 % об общей площади страны.

Территория и границы

Территория Хорватии составляет 56 594 км², что делает её 127-ой по величине страной мира. С географической точки зрения государство может рассматриваться как часть Центральной или Восточной Европы, а также — как часть Балканского полуострова. Хорватия граничит с Боснией и Герцеговиной и Сербией (на востоке), Словенией (на западе), Венгрией (на севере) и Черногорией (на крайнем юго-востоке). На юге омывается водами Адриатического моря. Большая часть страны расположена между 42° и 47° с.ш. и между 13° и 20° в.д. Часть территории на крайнем юго-востоке Хорватии отделена от основной территории узкой полоской земли, известной как Неум, принадлежащей Боснии и Герцеговине.
Крайние точки территории страны:
Северная:46°33′ с. ш. 16°22′ в. д. (G) (O)
Южная:42°23′ с. ш. 16°21′ в. д. (G) (O)
Западная:45°29′ с. ш. 13°30′ в. д. (G) (O)
Восточная:45°12′ с. ш. 19°27′ в. д. (G) (O)

Границы

Граница с Венгрией протяжённостью 355,5 км является наследником государства Югославия. Большая часть этой границы проходит по реке Драва и восходит ещё к средним векам. Граница в Меджумурской жупании и исторической области Баранья была определена согласно Трианонскому договору 1920 года как граница между Королевством Венгрия и Королевством сербов, хорват и словенцев, позже переименованном в Королевство Югославия. Граница с Боснией и Герцеговиной, а также граница с Черногорией, были во многом определены ещё в ходе оттоманского завоевания и последующей Великой Турецкой войны 1667—1698 годов, и окончательно оформились в ходе Карловицкого мира, Пятой и Седьмой Турецко-венецианских войн. Как и большинство границ между республиками бывшей Югославии, в 1947 году эта граница претерпела небольшие изменения в связи с постановлениями комиссий АВНОЮ. Комиссиями была установлена также современная граница с Сербией в области Срем, проходящая далее, от города Илок по Дунаю, вплоть до границы с Венгрией. Большая часть границы со Словенией была также установлена комиссиями; в основном она была проведена по северо-западному пределу королевства Хорватия и Славония, кроме того комиссиями была обозначена граница в северной части полуострова Истрия, на территориях ранее принадлежавших королевству Италия.
Согласно Парижскому мирному договору с Италией 1947 года, острова Црес, Ластово и Палагружа, а также города Задар и Риека, как и большая часть Истрии, отошли Югославии, а впоследствии — Хорватии. В то же время Свободная территория Триест была определена как подмандатная территория ООН. В 1954 году северная часть территории вошла в состав Италии, а южная — в состав Югославии. Впоследствии югославская часть территории была разделена между республиками Хорватия и Словения по этническому составу проживающего населения.
В конце XIX века в Австро-Венгрии была установлена геодезическая сеть, нулевым стандартом высоты для которой стал уровень Адриатического моря на пирсе Сарторио в Триесте. Этот стандарт стал впоследствии использоваться в Австрии, а кроме того был перенят Югославией и позже — государствами, образовавшимися после её распада, в том числе и Хорватией.

Протяжённость государственных границ Хорватии

Страна Длина границы
Словения 667,8 км
Венгрия 355,5 км
Сербия 317,6 км
Босния и Герцеговина 1011,4 км
Черногория 22,6 км
Всего 2374,9 км

Физико-географические регионы

Большая часть территории Хорватии представляет собой низменности; 53,54 % от площади страны расположена на высоте ниже 200 м над уровнем моря. Наибольшее распространение низменности получили на севере страны, где являются частью Среднедунайской низменности. Территории с отметками от 200 до 500 м над уровнем моря занимают 25,61 % от площади Хорватии, а территории с отметками от 500 до 1000 м над уровнем моря — 17,11 %. 3,71 % от площади занимают территории с высотами от 1000 до 1500 м и только 0,15 % — с высотами выше 1500 м над уровнем моря. Наиболее высокая часть страны представлена Динарским нагорьем. Основными физико-географическими регионами Хорватии являются Среднедунайская низменность, Динарское нагорье и Адриатическое побережье.

Адриатическое побережье

Адриатическое побережье Хорватии имеет протяжённость 1777,3 км; в то же время, общая длина береговой линии всех островов Хорватии составляет ещё 4058 км. Расстояние между крайними западной и восточной точками побережья страны составляет 526 км. Крупнейшими островами страны являются Црес и Крк, площадь каждого из которых составляет около 405,5 км². Самым высоким островом является Брач, возвышаясь над уровнем моря на 780 м. Постоянное население имеет 48 хорватских островов; наиболее населёнными из них являются Крк и Корчула.
Береговая линия страны сильно изрезана. Большая часть побережья характеризуется карстовым рельефом, развившимся в Адриатическом карбонатном массиве. Проявление карста в регионе началось после окончательного поднятия Динарского нагорья в олигоцене и миоцене, когда карбонатные породы подверглись выветриванию. Большая часть восточной части побережья представлена карбонатами; флиши широко распространены в Триестском заливе, заливе Кварнер напротив острова Крк и в Далмации, к северу от Сплита. Аллювиальные отложения на Адриатическом побережье представлены крайне слабо, и распространены главным образом в дельте реки Неретва. Западная Истрия в настоящее время постепенно понижается, опустившись за последние 2000 лет на 1,5 м.
В районе Адриатического побережья довольно обычны землетрясения. Хотя большинство из них очень слабы, каждые несколько десятилетий случаются довольно значительные землетрясения, а каждые несколько столетий — особенно сильные и разрушительные. В средней части побережья имеются свидетельства вулканизма пермского периода, особенно в районе города Комижа на острове Вис и на вулканических островах Ябука и Брусник.

Динарское нагорье

Дина́рское наго́рье — горная система на северо-западе Балканского полуострова. Протягивается с северо-запада на юго-восток на 650 км по территории Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории и Албании от Юлийских Альп до реки Дрин. На севере Динарское нагорье постепенно спускается к Среднедунайской низменности, а на юго-западе, напротив, круто обрывается к Адриатическому морю. На востоке нагорье ограничено долиной реки Ибар.
Динарское нагорье представляет собой чередование плоскогорий (Карст…), котловин (Косово Поле, Метохия, Сараевская…), хребтов (Динара, Дурмитор, Проклетие…) и речных долин, местами широких, а местами каньонообразных (глубина каньона реки Тары свыше 1000 м). Высшая точка нагорья — гора Езерца (2694 м., Албания). Широко распространены карст (плато Карст в Словении), полья (Ливаньско-Поле в Боснии и Герцеговине), карры, пещеры (Постойнска-Яма в Словении), исчезающие реки. Положение Динарского нагорья в Альпийско-Гималайском складчатом поясе определяет высокую сейсмичность территории. Из полезных ископаемых добываются бокситы, бурый уголь, асбест, барит, железные, марганцевые, никелевые, сурьмяные, ртутные руды.
Климат Динарского нагорья меняется от субтропического средиземноморского на Адриатическом побережье до умеренно-континентального на северо-востоке. Лето тёплое, в западной части сухое, в восточной — влажное. Зима на побережье мягкая (+2…+8ºС), дождливая, в горах холодная (до −18ºС), снежная. Годовое количество осадков варьирует от 500 мм в межгорных котловинах до 4000 мм в Бока-Которской бухте.
Реки, берущие начало в Динарском нагорье, принадлежат бассейнам Адриатического моря (Крка, Цетина, Неретва, Морача…) и Дуная (Сава, Врбас, Босна, Дрина, Морава…). Крупнейшее озеро Динарского нагорья и всего Балканского полуострова — Скадарское. Среди множества небольших карстовых озёр наиболее живописные Плитвицкие.
Динарское нагорье является одним из немногих районов Европы, где сохранились естественные леса: широколиственные — в низкогорьях (до 1200—1500 м.) и елово-пихтовые — в среднегорьях. Субальпийский пояс представлен зарослями горной сосны. Вторичные растительные сообщества (фригана, маквис) преобладают лишь в приморских предгорьях.
Животный мир Динарского нагорья сочетает в себе средиземноморские и евро-сибирские виды: косуля, серна, волк, рысь, бурый медведь, сапсан, белоголовый сип. Фауна карстовых пещер обладает большим разнообразием летучих мышей, пещерных рыб и ракообразных.
Для сохранения животного и растительного мира Динарского нагорья создано много национальных парков и других охраняемых территорий: Плитвицкие озёра, Рисняк, Пакленица, Крка в Хорватии, Ловчен, Дурмитор в Черногории, Уна, Козара, Сутьеска в Боснии и Герцеговине, Шкоцьянские пещеры в Словении…
Сельское хозяйство представлено животноводством (главным образом овцеводством) в западной части нагорья и растениеводством (зерновые, технические культуры) — в восточной. На плодородных речных долинах (особенно в дельте Неретвы) выращивают плодово-ягодные и овощные культуры. Прибрежные склоны с давних пор используются человеком под оливковые рощи.

Самые высокие горы Хорватии

Гора Высота Координаты


Динара 1831 м 44°03′ с. ш. 16°23′ в. д. (G) (O)
Биоково 1762 м 43°20′ с. ш. 17°03′ в. д. (G) (O)
Велебит 1757 м 44°32′ с. ш. 15°14′ в. д. (G) (O)
Плешевица 1657 м 44°47′ с. ш. 15°45′ в. д. (G) (O)
Велика-Капела 1533 м 45°16′ с. ш. 14°58′ в. д. (G) (O)
Рисняк 1528 м 45°25′ с. ш. 14°45′ в. д. (G) (O)
Свилая 1508 м 43°49′ с. ш. 16°27′ в. д. (G) (O)
Снежник 1506 м 45°26′ с. ш. 14°35′ в. д. (G) (O)

Среднедунайская низменность

Среднедунайская низменность занимает значительные территории на севере Хорватии и продолжается далее на север, на территорию Венгрии и прилегающие районы сопредельных с ней государств. Образование низменность связано с понижением и выравнивании позднепалеозойского рельефа. Палеозойские и мезозойские формы рельефа можно обнаружить в виде горного хребта Папук и некоторых других гор Славонии. В ходе тектонического поднятия Карпатских гор значительная территория центральной и восточной Европы была отрезана от водосбора Чёрного моря, что в результате привело к образованию здесь Паннонского моря. Паннонское море просуществовало около 9 млн лет; за это время на данной территории образовался слой морских отложений с мощностью до 3000 м. Строение западной части низменности представлено чередующимися горстами и грабенами, которые, вероятно, формировали некогда острова в Паннонском море. Наиболее высокие из таких форм рельефа представлены горными массивами Иваншчица (до 1059 м) и Медведница (до 1035 м), расположенными к северу от Загреба и являющимися частью Хорватского Загорья. Другими примерами являются горы Псунь (984 м) и Папук (953 м) в Славонии. Псунь, Папук и прилегающая к ним цепь холмов Крндийя сложены преимущественно палеозойскими породами с возрастом 300—350 млн лет. Примыкающая к холмам Псунь цепь Пожешка-Гора сложена более молодыми неогенными породами, однако здесь же выходят и верхнемеловые отложения, а также — магматические породы, формирующие гряду холмов длиной около 30 км. Данная гряда является крупнейшим выходом магматических пород в пределах Хорватии. Небольшой участок магматических пород имеется также и в районе Папук, близ деревни Вочин. Эти два района, также как и гряда Мославачка-Гора, возможно, являются остатками вулканической дуги, образовавшейся при тех же условиях столкновения тектонических плит, что и Динарское нагорье.

Гидрология

62 % территории Хорватии принадлежат к бассейну Чёрного моря. На данной территории протекают крупнейшие реки страны: Дунай, Сава, Драва, Мура и Купа. Оставшаяся часть территории государства относится к бассейну Адриатического моря, наиболее значительной рекой в данном районе является Неретва. Самой длинной рекой Хорватии является Сава (562 км); вслед за ней следуют Драва (505 км), Купа (296 км) и участок Дуная длиной 188 км. Длиннейшая река впадающая в Адриатическое море — Цетина (101 км), кроме того Хорватии принадлежит 20 км участок реки Неретва.
Крупнейшим озером страны является Вранское озеро с площадью 30,7 км², расположенное в северной Далмации. Крупнейшими искусственными водоёмами являются водохранилища Дубравское (17,1 км²), расположенное на реке Драва близ Вараждина, и Перучанское (13,0 км²), расположенное на реке Цетина. Четвёртым по площади водоёмом страны и вторым по площади естественным озером является озеро Проклянское (11,1 км²), расположенное в нижнем течении реки Крка, в 10 км к северу от Шибеника. Вараждинское водохранилище на реке Драва (10,1 км²) — пятый по величине водоём страны и третий по величине искусственный водоём. Наиболее известными озёрами Хорватии является система из 16 Плитвицких озёр, соединённых между собой водопадами и разделёнными естественными плотинами. Каждое озеро их этой группы имеет свой собственный цвет, варьирующего от бирюзового до цвета мяты, от серого до голубого.
Хорватия имеет значительные водно-болотные угодья. 4 из них имеют международное значение согласно Рамсарской конвенции: Лоньско поле — вдоль рек Сава и Лонья близ города Сисак; Копачки Рит — в месте слияния Дравы и Дуная; дельта реки Неретва и Црна Млака близ города Ястребарско.

Живая природа

В зависимости от климатических и геоморфологических особенностей Хорватия может быть подразделена на несколько экорегионов. Таким образом, страна является одной из наиболее богатых в Европе в плане биологического разнообразия. Обычно выделяют 4 экорегиона: средиземноморский (на побережье Адриатического моря), альпийский (горные районы Лика и Горски-Котар), среднедунайский (вдоль Дравы и Дуная) и континентальный (все остальные регионы). Благодаря проявлениям карста, на территории Хорватии имеется около 7000 пещер, многие из которых населены различными троглобионтами (обитают только в пещерах), такими как европейский протей и пещерные саламандры. Леса занимают территорию около 26 487,6 км², что составляет 46,8 % от общей площади страны. Другие места обитания включают такие территории как водно-болотные угодья, луга, кустарники, море и прибрежные земли. Хорватия расположена в иллирийской и центрально-европейской провинциях циркумбореальной флористической области, а также в адриатической провинции средиземноморской области. Всемирный фонд дикой природы подразделяет Хорватию на 3 экорегиона: смешанные леса Среднедунайской низменности, смешанные леса Динарского нагорья и иллирийские широколиственные леса. Биомы Хорватии включают: смешанные леса и средиземноморские леса и кустарники.
На территории Хорватии обитают 38 226 таксонов, 2,8 % из которых являются эндемиками; реальное количество таксонов (включая ещё неоткрытые) следует оценивать между 50 000 и 100 000. Только за период с 2000 по 2005 годы на территории страны были открыты около 400 новых таксонов беспозвоночных. Тысячи эндемичных видов обитают в горах Велебит и Биоково, а также на островах Адриатического моря и в карстовых реках. Законодательно под различной степенью защиты находятся 1131 вид. В Хорватии имеются 444 охраняемых природных территорий, которые составляют 8,5 % общей площади страны. Они включают 8 национальных парков, 2 заповедника и 11 природных парков (эти объекты составляют 78 % от территории всех охраняемых природных территорий). Самый известный и самый старый национальный парк Хорватии — Плитвицкие озёра, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Природный парк Велебит является частью программы ЮНЕСКО Человек и биосфера. Все национальные и природные парки, а также заповедники находятся под управлением центрального правительства страны, тогда как другие природоохранные территории управляются правительствами жупаний. В 2005 году была основана Национальная экологическая сеть Хорватии, как первый шаг на пути присоединения к сети Натура 2000 после вступления в ЕС в 2013 году.

Экология

Ввиду того, что 50 % населения Хорватии проживают на 26,8 % территории страны, экологический след населения и промышленности сильно различается в зависимости от конкретного региона. Этот показатель особенно высок в городе и жупании Загреб, где на 6,6 % территории государства проживает 25 % его населения. Экологический след особенно высок ввиду возрастающего развития населённых пунктов и морского побережья и зачастую приводит к фрагментации среды обитания.
Хорватское агентство по защите окружающей среды, общественный институт, учреждённый правительством Хорватии для сбора и анализа информации об окружающей среды, обозначил последующие экологические проблемы, а также методы уменьшения воздействия на окружающую среду. Эти проблемы включают наличие нелегальных свалок бытовых отходов. В период с 2005 по 2008 годы 62 легальные и 423 нелегальных свалок были реконструированы. В тот же период, число лицензий на управление бытовыми отходами было удвоено, тогда как годовой объем твердых бытовых отходов увеличился на 23 %, достигнув 403 килограммов на душу населения. На всей территории страны имеются проблемы связанные с окислением и органическим обеднением почв, наряду с засолением почв в долине реки Неретва и распространением ареала щелочных почв в Славонии.
Загрязнение воздуха в Хорватии резко сократилось в 1991 году вслед за падением промышленного производства в ходе войны за независимость страны, и достигло довоенного уровня только к 1997 году. Использование гидрообессеривания способствовало к понижению выбросов диоксида серы на 25 % в период с 1997 по 2004 годы, а также к последующему понижению этих выбросов ещё на 7,2 % к 2007 году. Использование неэтилированного бензина в тот же период с1997 по 2004 годы понизило выбросы свинца на 91,5 %. Измерения качества воздуха показали, что в сельской местности воздух можно считать чистым, а в городских территориях — в целом соответствующим требованиям законодательства[36]. Основными источниками выброса парниковых газов в Хорватии являются: производство энергии (72 %), промышленность (13 %) и сельское хозяйство (11 %). Ежегодный пророст выброса парниковых газов составляет 3 %, оставаясь в пределах, определяемых Киотским протоколом. В период между 1990 и 2007 годами использования веществ, разрушающих озоновый слой, сократился на 92 %; их использование может быть полностью запрещено уже к 2015 году.
За период между 2004 и 2008 годами число станций мониторинга загрязнения поверхностных вод увеличился на 20 %; Хорватское агентство по защите окружающей среды сообщает о 476 случаях загрязнения воды за этот же период. В то же время уровень загрязнения вод органическими отходами несколько уменьшился, что объясняется завершением строительства новых очистных сооружений, количество которых увеличилось на 20 %, достигнув в общей сложности 101. Почти все подземные воды страны — относительно высокого качества; качество поверхностных вод сильно различаются по биохимическим и бактериологическим показателям. На 2008 год 80 % населения Хорватии подключено к государственной системе водоснабжения, однако, только 44 % населения подключены к системе канализации с использованием септиков. Мониторинг качества воды в Адриатическом море в период с 2004 по 2008 годы показал довольно хорошие олиготрофные условия вдоль большей части побережья; участки повышенной эвтрофикации были выявлены в Бакарском заливе, заливе Каштела, порту Шибеника и близ города Плоче. Другие районы загрязнения были выявлены вблизи крупных прибрежных городов. В период с 2004 по 2008 годы были зафиксированы 283 случая загрязнения морских вод (в том числе в 128 случаях загрязнения производилось с судов), это на 15 % меньше по сравнению с периодом, который охватывал предыдущий доклад (1997 — август 2005 года).

Землепользование

По данным на 2006 год, площадь лесов в Хорватии составляет 26 487,6 км² (46,8 % от площади страны). 22 841 км² (40,4 %) занимают различные сельскохозяйственные угодья, из них 4389,1 км² используется для выращивания постоянных культур. Кустарник и травянистые местности занимают 4742,1 км² (8,4 %), внутренние воды — 539,3 км² (1,0 %), а болота — только 200 км² (0,4 % от общей площади страны). Площадь искусственных поверхностей (городские районы, дороги, спортивные площадки и др. рекреационные сооружения) составляет 1774,5 км² (3,1 % от площади Хорватии). Основные изменения в землепользовании характеризуются преимущественно в расширении территории населённых пунктов и строительстве дорог. После войны за независимость страны в Хорватии имеются множество минных полей, примерно очерчивающих бывшие линии фронта. По данным на 2006 год подозреваемыми минными полями была покрыта территория в 954,5 км². По данным на 2012 год 62 % заминированных территорий находятся в лесах, 26 % — в сельскохозяйственных угодьях и 12 % — в других землях. Полное разминирование этих территорий планируется осуществить к 2019 году.

 

Исторические особенности экономики Хорватии

 

Экономика Хорватии

Перед распадом Югославии в 1991 году Хорватия была второй по успешности и по развитию экономики после Словении, а потребление продукции на душу населения было даже на одну треть больше, чем в самой Югославии.
Предприятия, несмотря на государственный контроль, могли спокойно принимать самостоятельные решения в деловой политике, в том числе и инвестиционной, а конкуренция с другими предприятиями даже поощрялась.
В 1993 году после войны Хорватия начала медленное восстановление экономики. В январе 1993 года страна вступила в Международный валютный фонд (МВФ), а в апреле стала членом Международного Банка Реконструкции и Развития. Причастность Хорватии к Боснийской войне (1992—1995) осложняла её отношения со Всемирным банком, но они с тех пор несколько улучшились. К концу 1993 года правительство передало большую часть компаний в частную собственность.
Восстановление судостроительной промышленности в Хорватии стало одним из захватывающих успехов переходного экономического периода, где рост продукции достиг более 20 % в первой половине 1998 года, делая страну одним из ведущих судостроителей Европы. Восстановление сельского хозяйства было менее внушительно, в 1997 году был достигнут только 61 % от уровня периода с 1989 по 1991 год.
В связи с тем, что Хорватия имеет небольшие нефтяные и газовые залежи, страна сильно зависит от импорта топлива. Хорватия имеет 11 гидроэлектрических сооружений и 8 тепловых электростанций. Производство электричества в настоящее время растёт намного медленней, чем ВВП.
Торговый дефицит Хорватии увеличился с 760 миллионов долларов в 1993 году до 2,95 миллиардов долларов в 1995, и до 4,78 миллиардов долларов к 1997 году. Главными торговыми партнёрами являются такие страны, как Германия, Австрия, Италия, Великобритания и Соединенные Штаты. Большая часть экспорта Хорватии приходится на продовольствие, химикалии и суда. Товары широкого потребления, оборудование и топливо доминируют в импорте.
В настоящее время основными отраслями Хорватии являются сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, ткани, древесины, обработка металлов, химическая и нефтяная промышленности, судостроение и туризм.
Хорватия надеется, что её присоединение к Североатлантическому альянсу НАТО приведет к экономическому рывку, привлечёт в страну иностранных инвесторов и позволит существенно увеличить объём экспорта. (На саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 г. было принято решение о принятии Хорватии в НАТО) «От членства в НАТО мы в дополнение к зонтику безопасности ожидаем ряд положительных экономических эффектов», — сказал вице-премьер страны Дамир Поланчец. Страна стала членом НАТО в 2009 году.
Прямые зарубежные инвестиции в экономику Хорватии с момента провозглашения независимости в 1991 году достигли 17,6 млрд евро ($27,95 млрд.), но, в основном, это происходило в виде слияний и поглощений в прибыльных сферах: банковской, нефтяной, телекоммуникаций. Из-за войны за независимость и националистической политики 90-х Хорватия потеряла первую основную волну зарубежных инвестиций, накрывшую страны Восточной Европы. Вступление Хорватии в Европейский союз будет осуществлено с 1 июля 2013 года.
В настоящее время основой экономики является сфера услуг, вклад в ВВП которой составляет 67 %. В 2007 году ВВП составил 275,5 млрд хорватских кун или чуть больше 12,400 млрд долларов США, что выше, чем в таких странах ЕС, как Румыния, Латвия, Литва и Польша. По паритету покупательной способности (ППС) ВВП Хорватии составляет примерно 16 400 долл. США или 54,2 % среднего по ЕС в 2007 году.

Валюта и банки

Национальная валюта Хорватии — хорватская куна. Начиная с её введения в 1994 году, куна остаётся относительно устойчивой к доллару.
Хорватский народный банк и Эмиссионный банк являются национальными банками Хорватии. С помощью Международного валютного фонда, национальный Банк преследует политику жёсткого наблюдения за деятельностью коммерческих банков. К концу 1990-х годов хорватский банковский сектор являлся очень слабым, а крах в апреле 1998 года пятого наибольшего банка Хорватии отразил глубину структурных проблем в этом секторе.
Сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство и пищевая промышленность
Из общего количества 3,18 миллионов гектаров сельскохозяйственной земли, 63,5 % заняты под сельское хозяйство, остальная земля — пастбища. 80,4 % земли под с/х являются частными угодьями, что достаточно сильно влияет на экономику Хорватии.
В Хорватии производятся некоторые всемирно известные продукты пищевой промышленности — «slavonski kulen» (известная Славонская салями), «dalmatinski pršut» (Далматинская копченая ветчина), «istarski pršut» (Истрианская продымленная ветчина) и «paški sir» (сыр с острова Паг).
В Хорватии насчитывается 18 фабрик для переработки рыбы. Разведение рыбы и моллюсков становится все более и более важным. В 1998 году продукция из пресноводной рыбы составила приблизительно 5 800 тонн, а из морской — приблизительно 1 500 тонн.
Производство продовольствия, напитков и табака приносит 20,6 % всего хорватского валового внутреннего продукта.

Промышленность

Хорватский промышленный сектор интенсивно изменяется, как и вся экономика Хорватии. Полномасштабные эффекты и стратегически продуманное реструктурирование этого сектора очевидно во многих областях. А именно: приватизация, укрепление экспорта на западных рынках, развитие новых изделий и применение новшеств к существующим изделиям и производственным процессам, увеличение уровня и стандартов качества, создание условий для защиты окружающей среды, достижение эффективности стоимости и т. д.
В настоящее время промышленность составляет приблизительно 20 % ВВП Хорватии, который приближается к уровню Европейского союза. Промышленные товары составляют 97 % всего экспорта Хорватии.

Торговля

Почти 50 % хорватских экономических объектов участвуют в дистрибутивной торговле. Эта деятельность использует 15 % всей рабочей силы и производит приблизительно 10 % хорватского ВВП, который делает эту область чрезвычайно важной для всей экономики страны. Общий доход, достигнутый этой отраслью в 1998 году, насчитывал 19 миллиардов USD.

 

Туризм в Хорватии

Туризм в Хорватии. Туристическая индустрия в Хорватии хорошо развита и является одной из важных составляющих экономики Хорватии.

Общие сведения

Главная туристическая зона страны — адриатическое побережье и многочисленные острова вдоль побережья, которые привлекают туристов своими пляжами, мягким климатом и многочисленными хорошо сохранившимися далматинскими старинными городами. Адриатическое побережье — популярное место среди яхтсменов, дайверов и любителей виндсёрфинга. Туристический сезон на Адриатике длится со второй половины мая до начала октября. В удалённых от моря регионах страны наиболее популярны у туристов столица Хорватии Загреб, город Вараждин с хорошо сохранившимся барочным ансамблем и национальный парк Плитвицкие озёра.
Семь объектов в Хорватии включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, ещё 15 находятся в предварительном списке. В стране организовано 8 национальных и 11 природных парков.
Со времени окончания войны в Хорватии в 90-х годах XX века вплоть до 2008 года включительно число туристов, прибывающих в страну, постоянно росло, затем немного снизилось на фоне мирового экономического кризиса, однако с 2011 года рост возобновился. В 2012 году страну посетили рекордные 11 миллионов 835 тысяч туристов.

 

Направления

 

- Истрия

Истрия — полуостров на севере страны, располагает большим количеством достопримечательностей римского периода и средневековья. Среди наиболее известных объектов — римский амфитеатр в Пуле, Евфразиева базилика в Порече, старый город Ровиня, самый маленький город в мире — Хум. В окрестностях Опатии находится большое число вилл австро-венгерской аристократии. Пляжный отдых развит в окрестностях Пореча и Умага. Среди природных достопримечательностей — острова Бриуны близ побережья и глубоко вдающийся в побережье Лимский канал. Истрия интересна также своей своеобразной культурой и традициями, отличающимися от остальной Хорватии.

 

- Кварнер и Северная Далмация

Регион простирается от Истрии и Риеки до Шибеника. В северной части находится залив Кварнер, главные туристические направления которого — крупнейшие острова Адриатики Крк и Црес, а также соседний с Цресом остров Лошинь. Побережье в Северной Далмации гористо, вдоль него идёт крупный хребет Велебит с национальными парками Северный Велебит и Пакленица. Восточнее Риеки находится исторический регион Горски-Котар с национальным парком Рисняк. В южной части региона большое число туристов привлекают древние исторические города Задар, Шибеник и Нин. Среди природных достопримечательностей особо выделяются каскад водопадов в национальном парке Крка, острова Корнаты и остров Паг — центр производства соли, овечьего сыра и кружев. Курортный отдых развит в окрестностях Задара, Водице, Шибеника, Примоштена и на многочисленных островах.

 

- Центральная Далмация

Центр региона — второй по величине город страны Сплит, главная достопримечательность которого — дворец Диоклетиана со множеством сохранившихся объектов римского периода. Кроме исторического центра Сплита в список Всемирного наследия включена и историческая часть расположенного неподалёку Трогира с отлично сохранившимся средневековым ансамблем. Центральная Далмация — один из самых популярных регионов страны у любителей пляжного отдыха и яхтсменов. Главные направления — Макарска ривьера, с популярными курортами Макарска, Брела, Башка-Вода, Тучепи, Подгора и другими, остров Брач с курортным городом Бол и многочисленными более мелкими курортными посёлками, остров Хвар. У любителей активного отдыха пользуются популярностью горные походы по массиву Биоково и рафтинг на реке Цетина.

- Южная Далмация

Главная достопримечательность юга страны — город Дубровник со своим знаменитым историческим центром. Кроме него вызывают интерес исторический центр города Корчула на одноимённом острове, национальный парк на острове Млет, ансамбль города Стон и живописные прибрежные Элафитские острова. Юг Далмации славится своими винодельческими традициями. На побережье, островах Млет, Корчула и полуострове Пельешац находится множество курортных посёлков с пляжами.

 

- Континентальная Хорватия

Континентальная Хорватия в связи с отсутствием возможностей для пляжного отдыха менее посещаема туристами, чем Далмация, но располагает большим количеством культурных и природных достопримечательностей. Одно из главных направлений — Загреб, со множеством архитектурных достопримечательностей таких как ансамбль Верхнего города, Загребский собор, Хорватский национальный театр и известное кладбище Мирогой. В Загребе также находится большое количество музеев. Природный парк Медведница на одноимённой холмистой гряде непосредственно примыкает к Загребу с севера. Большой популярностью пользуется национальный парк Плитвицкие озёра, один из самых посещаемых природных объектов страны с каскадом живописных водопадов и озёр в карстовой долине. Среди прочих популярных у туристов объектов — город Вараждин с большим количеством барочных строений и средневековые замки Тракошчан и Велики-Табор. В центральной Хорватии большое количество источников лечебных термальных вод (toplice), на которых построены санатории и дома отдыха. Наиболее известны и популярны источники в Вараждинске-Топлице, Стубичке-Топлице, Крапинске-Топлице и Даруваре.

 

- Славония

Туристическая индустрия в Славонии находится ещё в стадии становления, кроме того большое количество достопримечательностей было разрушено и повреждено во время войны в 90-е годы. Главные культурные достопримечательности — исторический центр Осиека, исторический центр Пожеги, собор в Джяково, замок Пеячевичей в Нашице. Славония интересна своей самобытной культурой, здесь проходит множество фольклорных фестивалей, наиболее известен фестиваль «Джаковачки везови» (Đakovački vezovi) в Джаково.

 

Транспорт в Хорватии

Траснпорт в Хорватии представлен воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным и трубопроводными видами транспорта.

Аэропорты

В стране существует 9 гражданских аэропортов. Шесть из них принимают регулярные международные рейсы — Загреб, Сплит, Дубровник, Задар, Риека и Пула. Три аэропорта — Бол, Лошинь и Осиек принимают, в основном, местные рейсы, а также чартеры в туристический сезон.

Аэропорты:
Аэропорт Загреб
Аэропорт Сплит
Аэропорт Риека
Аэропорт Осиек
Аэропорт Задар
Аэропорт Дубровник
Аэропорт Пула
Аэропорт Бол
Аэропорт Лошинь
Среди крупных авиакомпаний на хорватском рынке авиаперевозок — Croatia Airlines (главный оператор местных рейсов), Lufthansa и British Airways. Международные рейсы они выполняют, главным образом, во время туристического сезона. Рейсы в Хорватию выполняют несколько бюджетных перевозчиков: EasyJet, Flyglobespan, Germanwings, TUIfly, Ryanair, Thomson и Wizz Air.

 

Хорватские железные дороги

Хорва́тские желе́зные доро́ги (хорв. Hrvatske željeznice, HŽ) — национальная железнодорожная компания Хорватии, сформированная после распада Югославии.

- Железнодорожная сеть

Хорватская железнодорожная система имеет длину 2 974 км рельсов (из которых 248 км двухколейный путь). 1 228 км электрифицированы — 41,3 %. В настоящее время максимальная разрешённая скорость 160 км/ч, используется система защиты поезда — INDUSI, сигнальная система — автоблокировка
В стране есть несколько главных железнодорожных маршрутов:
из Любляны (Словения) от Добовы через Загреб, Славонски-Брод, Винковцы, Товарник до Белграда (Сербия).
от Загреба до Осиека через Копривницу
от Загреба до Риеки
из Загреба до Сплита
от Загреба до Сисака — самый короткий, но очень важный.
от Загреба до Вараждина
Есть также другие направления в Словению, Венгрию, Боснию и Герцеговину, Сербию.
Железным дорогам срочно требуется модернизация. После распада Югославии было урезано финансирование железных дорог. Много важных маршрутов всё ещё не электрифицированы, одноколейный путь находится в не очень хорошем состоянии, что ведет к снижению скорости движения поездов.
Сеть была улучшена за прошлые десять лет, с увеличением максимальной скорости на линии Загреб-Новска-Винковцы. Есть секции, где ограничение скорости было поднято от 80 км/ч до 120 км/ч и даже 160 км/ч. Железнодорожная модернизация продолжается в соответствии с национальным 'железнодорожным инвестиционным планом' (более 18 миллиардов HRK).

- Линия Добова-Товарник (Международный коридор 10)

Железнодорожная линия Добова-Товарник протянувшаяся с востока на запад через территорию Хорватии, через Загреб, является самой важной железнодорожной линией страны, и частью пан-европейского коридора 10. Она также является самой современной дорогой, будучи полностью электрифицированной и состоящей главным образом из двухколейных путей. Линия соединяет наиболее экономически развитые города Хорватии друг с другом.

 

- Международный коридор V(b, c)

У международного коридора V, есть две ветви в Хорватии, «b» и «c». Коридор V b начинается в Хорватии в Ботово и тянется до Загреба. Часть линии от Загреба до Риеки должна будет стать частью этого коридора, как только будет улучшена линия к Риеке. Коридор V c является пан-европейской железнодорожной линией, протянувшейся с севера на юг Хорватии. Он начинается в Хорватии в Бели-Манастир на границе с Венгрией, и через Осиек следует к Славонски-Шамац (граница Боснии и Герцеговины). Далее снова входит в Хорватию в Метковиче, на самом юго-востоке Далмации, и заканчивается в гавани Плоче.

 

- Линия Винковцы-Осиек

Линия Винковцы-Осиек была, перед роспуском Югославии, одной из наиболее используемых железнодорожных веток Хорватии, связывая два региональных центра. Линия позволяла развить скорость до 120 км/ч. После войны сохранилось только 10 км 35-километровой линии. Реконструкция этого маршрута была закончена в 2008.

 

- маршрут Unska pruga

Данный маршрут между Книном и Сисаком, был неотъемлемой частью Югославской системы железных дорог. Сегодня этот маршрут остаётся в значительной степени неиспользованным, так как он многократно пересекает государственную границу Боснии и Герцеговины. Хотя этот маршрут в значительной степени хорошо сохранен и электрифицирован на 25 кВ/50 Гц, из-за административных проблем этот маршрут используется только для ограниченного количества грузовых перевозок.

Поезда с наклоняемым кузовом

Хорватская железная дорога недавно представила первую серию современных поездов с наклоняемым кузовом, заказанных в немецком отделении компании Bombardier. Они успешно перевозят пассажиров между двумя самыми большими городами Хорватии по холмистому маршруту Загреб — Сплит, но также иногда по маршруту InterCity, проходящему по континентальной части страны. Поезда более комфортабельные по сравнению с обычными, менее шумные, а также более быстрые — если в обычном поездка длится 9 часов, то в этом не более 5,5 часов. В дальнейших планах удлинение маршрута в пределах континентальной части Хорватии.

 

Электрическая система

Необычным решением в прежней Югославии было использование электрификации постоянным током на 3 кВ для железнодорожной сети. Так было сделано на линии Риека-Загреб, которая расположена в гористой местности и поэтому требует большей мощности поезда. В данный момент большинство линий в Хорватии использует сеть 25 кВ/50 Гц, кроме линии в Moravice, где используется постоянный ток с напряжением 3 кВ. Все железнодорожные системы питания в Хорватии электрифицированы при помощи контактной подвески.

 

Проблемы железной дороги

Есть некоторые проблемы железнодорожной сети, имеющие исторические причины. Когда Хорватия была частью Югославии, железнодорожная сеть была последовательно связана и управлялась Югославскими железными дорогами. После распада Югославии железнодорожное сообщение прервалось.
У Истрии нет прямой железнодорожной связи с остальной Хорватией. В настоящее время, все перевозки идут через Словению, хотя проблему можно было решить постройкой туннеля к северу от Риеки. Дубровник — пограничная территория, отделённая от остальной Хорватии.

 

Автомобильный транспорт

- Автомагистрали

В Хорватии термин autocesta (автомагистраль) означает разделённую дорогу с двумя полосами в каждом направлении и обочиной по правой стороне, предназначенной для объезда возможных аварий. На знаке autocesta белым цветом на зелёном фоне нарисована автомагистраль. Термин brza cesta (скоростное шоссе) означает дорогу с двумя линиями в каждом направлении и без обочины. Polu-autocesta (полуавтомагистраль) относится к двухполосной неразделенной дороге когда одна дорога закрыта на ремонт.
Автомагистрали и некоторые шоссе Хорватии обозначаются буквой А, скоростные шоссе буквой B, а европейские шоссе обозначают буквой E.
Список скоростных шоссе и автомагистралей:
A1, Загреб — Вргорац, 467 км
заключительный на 2010 год участок открыт 22 декабря 2008 года
в тоннелях Мала-Капела и Свети-Рок открыто двухполосное движение 29 мая 2009 года
A2, Загреб — Крапина — Мацель (E59)
открыта в мае 2007 года.
A3, граница Словении — Загреб — Липовац (граница с Сербией) (E70).
A4, венгерская граница — Чаковец — Вараждин — Загреб (E71).
A5, Осиек — Среданцы
A6, Загреб — Риека:
Участок Загреб-Босильево принадлежит шоссе A1.
A7, граница Словении — Риека — Бакар: открыто 30 июня 2005 года (E61) (Е65).
A8 (B8), Риека — тоннель Учка — Канфанар
A9 (B9), граница Словении — Умаг — Ровинь — Канфанар — Воднян — Пула, открыта в июне 2005 года (E751). На участке Канфанар — Пула магистраль, открыта в июле 2010 года. 14 июня 2011 года было открыто четырёхполосное движение на участке Умаг — Канфанар 8 месяцев раньше плана.
A10, боснийская граница — Плоче
A11, Загреб (Якушевец: Сараевское шоссе) — Велика-Горица — Лекеник — Сисак (— Бихач?)
открыта 9 мая 2009 года, Велика-Горица — Бушевец

Дороги государственного значения

- Важными дорогами являются:

D1, соединяет Загреб и Сплит — проходит через Карловац, Слунь, Плитвице, Кореница, Книн, Синь.
D2, соединяет Вараждин и Осиек — проходит через Копривница, Вировитица, Слатина, Нашице.
D8, соединяет Риека и Дубровник (известна как Адриатическое шоссе), является частью шоссе E65 — проходит вдоль побережья и соединяет много прибрежных городов, таких как Цриквеница, Сень, Задар, Шибеник, Трогир, Сплит, Омиш, Макарска и Плоче.

- Второстепенные дороги

Второстепенные дороги обозначаются на указателях буквой Ž и цифрой на жёлтом фоне. Деревенские дороги обозначаются четырёхзначной цифрой. Такие указатели встречаются редко на дорогах, в основном только на подробных картах.
Остальные дороги — местные, и никак не обозначаются. Им присвоены обозначения в виде буквы L и пяти цифр, но нигде не употребляются.
A12, Загреб (Света Хелена) — Врбовец — Крижевцы — Копривница — Гола — венгерская граница (шоссе строится сейчас). Работы были официально открыты 27 Апреля 2009 года.
A13, Врбовец — Градец — Бьеловар — Вировитица — Терезино Поле — венгерская граница (шоссе строится сейчас). Работы были официально открыты 27 Апреля 2009 года.
B31, восточная кольцевая автомагистраль Велика-Горицы: Загреб (Отечественный мост) — Велика-Горица-юг
B502, Задар 2 на автомагистрали А1 (Латински Ислам) — Аэропорт Задар — Задар (Гаженица)
B522, Горня Плоча (автомагистраль А1) — Удбина

Сбор

Сбор за пользование шоссе взимается почти повсеместно. Оплачивается в кунах, евро или кредитными карточками. Существуют две системы: открытая и закрытая. Открытую систему используют на мостах, тоннелях. Согласно ней оплата происходит в пропускном пункте немедленно. По закрытой системе, автомобилист проезжает через два пункта — на первом он получает квитанцию, а на втором её оплачивает согласно расчётам.
Hrvatske ceste (Хорватская компания, владеющая дорогами) облагает дополнительными сборами тяжёлый транспорт. Существует сервис в Интернете, позволяющий рассчитать стоимость пользования хорватскими дорогами.
Оплатить сбор можно следующими видами пластиковых карт:
Смарт-карты. В августе 2007 года такая карта стоила 20 кун. Даёт скидку 10 %.
Сезонные смарт-карты дают автолюбителям скидку 23,5 % во время определённых пяти месяцев.
Автомагистраль A6 перед въездом в туннель Яворова-Коса в январе
Система автоматического сбора пошлины (Elektronička naplata cestarine) — совокупность устройств для взимания оплаты за проезд по платной дороге без остановки транспортного средства. Освобождает автовладельцев от стояния в очереди для оплаты сбора в специальных пунктах.

 

Автобусное движение

В противоположность совершенно неразвитому железнодорожному сообщению, автобусы являются наиболее доступными, дешёвыми и широкоиспользуемые гражданами. Автобусное движение внутри страны хорошо развито, поэтому на автобусе легко добраться даже в отдалённые уголки Хорватии. Почти все автобусы на маршрутах внутри страны оборудованы кондиционированием воздуха, что очень комфортно для пассажиров. Хорватское правительство постановило, что автобусы должны быть не старше 12 лет.
Из Хорватии курсируют маршруты в соседние страны (Словения, Босния и Герцеговина, Сербия и так далее), а также в Австрию, Германию, Швейцарию и другие европейские страны. Международные автобусы соответствуют европейским стандартам.
Загреб имеет самый большой и современный автобусный вокзал в Хорватии. Он расположен в центре города на проспекте Марин Држич. Там расположены специальные стоянки, паркинг. Автостанция находится около центрального железнодорожного вокзала (1,1 км к востоку). Рядом проходят трамвайные маршруты.

Водный транспорт

 

- Морской транспорт

Хорватия имеет несколько портов. Самый большой находится в Адриатике в городе Риека на северном хорватском побережье, за ним следует Плоче, являющийся стратегически важным для промышленности Боснии и Герцеговины. Самый большой пассажирский порт находится в Сплите. Вдоль побережья находятся 66 обитаемых островов, и добираются до континента они по морю. Особенно удобна паромная переправа в Дубровник, так как южная оконечность Хорватии отделена от основной территории страны узкой полосой, которая принадлежит Боснии и Герцеговине.
Порты и гавани:
главные транспортные морские порты: Омишаль, Плоче, Риека, Шибеник
другие порты: Дубровник, Дуги Рат, Пула, Сплит, Задар
порты на реках: Вуковар, Сисак, Славонски-Брод, Жупанья, Осиек

 

- Речной транспорт

Через Хорватию протекает Дунай — важный путь, соединяющий Восточную Центральную Европы. Главный порт на реке Вуковар.
Реки с круглогодичной навигацией:
Дунай (от Батина до Илок)
Сава. Порт в городе Сисак.
Годно для судоходства (по состоянию на 2004): 785 км

 

 

 

 

                                                                                                                                 Материал взят на сайте Википедия ru.wikipedia.org  по  свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

                                                                                      ''Авторы Википедии'' - по гиперссылкам: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Хорватия&action=history;https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=История_Хорватии&action=history

                                                                                                                                        https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=География_Хорватии&action=history;https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Экономика_Хорватии&action=history

                                                                                                                       https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Транспорт_в_Хорватии&action=history;https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Хорватские_железные_дороги&action=history

Top.Mail.Ru