Чехия

Че́хия (чеш. Česko, МФА (чешск.): [ˈʧɛskɔ]), официальное название Че́шская Респу́блика (аббревиатура ЧР; чеш. Česká republika (аббревиатура ČR), МФА (чешск.): [ˈʧɛskaː ˈrɛpuˌblɪka]) — государство в Центральной Европе. Граничит с Польшей (длина границы 658 км) на севере, Германией — на северо-западе и западе (длина границы 646 км), Австрией — на юге (длина границы 362 км) и Словакией — на востоке (длина границы 214 км). Общая протяжённость границы — 1880 км. Название страны происходит от этнонима народа — чехи. Столица Чехии Прага — туристическая достопримечательность и самый большой город страны.

 

История

Чешские земли известны с конца IX века, когда они были объединены Пржемысловичами. В «Чешской хронике» Козьмы Пражского можно прочесть: «В лето от Рождества Христова 894. Был крещён Борживой, первый князь святой христианской веры». Вопрос достоверности этого факта вызывает споры. Королевство Чехия (Богемия) обладало значительной силой, но религиозные конфликты (гуситские войны в XV веке и Тридцатилетняя война в XVII веке) опустошали его. Позднее оно попало под влияние Габсбургов и стало частью Австро-Венгрии, став коронными землями Богемия, Моравия и Силезия.

Вследствие краха этого государства после Первой мировой войны Чехия, Словакия и Подкарпатская Русь объединились и сформировали независимую республику Чехословакия в 1918 году. В этой стране проживало достаточно большое этническое немецкое меньшинство, что стало поводом расформирования Чехословакии, когда Германия добилась аннексии Судетской области в результате Мюнхенского соглашения 1938 года, что привело к отделению Словакии. Оставшееся Чешское государство было оккупировано Германией в 1939 году (стало называться Протекторат Богемия и Моравия).

После Второй мировой войны Чехословакия попала в советскую сферу влияния и стала социалистической страной (ЧССР). В 1968 году вторжение войск Варшавского договора покончило с попытками лидеров страны под руководством Александра Дубчека либерализовать партийное правление и создать «социализм с человеческим лицом» во время Пражской весны.

В 1989 году Чехословакия свернула с пути социалистического развития в результате Бархатной революции. 1 января 1993 года страна мирно разделилась на две, с образованием независимых Чехии и Словакии («бархатный развод»).

Чехия вступила в НАТО в 1999 году и в Европейский союз в 2004 году. Одновременно с вступлением в ЕС Чехия подписала Шенгенское соглашение, и с 21 декабря 2007 года был отменён пограничный контроль на наземных границах Чехии. 31 марта 2008 года контроль был также отменён и на авиарейсах, прибывающих из стран Шенгенского соглашения. С 1 января 2009 года Чехия была Государством-председателем Совета Европейского союза в течение 6 месяцев (до 1 июня 2009 года).

 

География Чехии

Че́хия — внутреннее государство в Центральной Европе.

Координаты: 49°45′ с. ш. 15°30′ в. д. (G) (O).

Координаты крайних точек:

северная: 51º 03′ 33″ СШ
южная: 48º 33′ 09″ СШ
западная: 12º 05′ 33″ ВД
восточная: 18º 51′ 40″ ВД

Территория Чехии составляет 78 866 км² (в т. ч. 77 276 км² земной поверхности и 1 590 км² водной).

Общая протяжённость границы — 1 880 км. Граничит с Польшей (длина границы 658 км) на севере, Германией на северо-западе и западе (длина границы 646 км), Австрией на юге (длина границы 362 км) и Словакией на востоке (длина границы 214 км).

Выступы: Ашский выступ, Фридлантский выступ, Шлукновский выступ, Броумовский выступ, Яворницкий выступ, Особлажский выступ и Бржецлавский выступ (Дыйский треугольник).

Чешский ландшафт весьма разнообразен. Западная часть (Богемия) лежит в бассейнах рек Лабы (Эльбы) и Влтавы (Молдау), окружённых в основном низкими горами (Судеты и их часть — Крконоши), где находится высочайшая точка страны — гора Снежка высотой 1 602 м. Моравия, восточная часть, также достаточно холмиста и в основном лежит в бассейне реки Морава (Марх), а также содержит источник реки Одры (Одер). Реки из не имеющей выхода к морю Чехии текут в три моря: в Северное, Балтийское и Чёрное.

 

Туризм в Чехии

Туризм в Чехии — одна из основных отраслей экономики Чехии. Чехия, как страна, богатая историческими и природными достопримечательностями и известная своей кухней и естественными курортами, привлекает туристов из многих стран мира. Наиболее привлекательна для туристов Прага, также часто посещаются замок Карлштейн, Кутна-Гора, Чески-Крумлов и Леднице.

 

- Место туризма в экономике Чехии

Чешская экономика получает значительные доходы от туризма. В 2001 году общие доходы от туризма достигли 118,13 млрд крон, что составляло 5,5 % от ВВП. С 2003 по 2007 год доля доходов от туризма в ВВП упала с 3,5 % до 2,9 % и оставалась на этом уровне в следующие два года, однако в абсолютном исчислении доход от туризма вырос с 90,79 до 104,29 миллиардов крон между 2003 и 2009 годом. Свыше 171 тысячи граждан Чехии были в 2009 году заняты в сфере туризма на постоянной основе.

В 2010 году Чехию посетили 6,3 миллиона туристов, на пять процентов больше, чем за год до того, а доход от туризма составил 127,4 миллиарда крон. Наибольшее количество туристов прибывает из Германии (405,5 тысяч за III квартал 2010 и 265 тысяч за I квартал 2011 года) и России (126 тысяч за III квартал 2010 и 113 тысяч за I квартал 2011 — рост на 42 % по сравнению с I кварталом 2010 года).

 

- Туристические центры

Наиболее посещаемый туристами город в Чешской Республике — столица Прага на реке Влтава с Пражским Градом и Старым городом. Кроме Праги, есть много других городов Чехии, привлекательных для туристов — в частности, исторические объекты, такие как Кутна-Гора, Чески-Крумлов, Карлштейн, Шпиндлерув-Млин или Ледницко-Валтицкий комплекс, а также бальнеологические курорты: Карловы Вары, Марианске-Лазне, Подебрады и Франтишкови-Лазне. Чешские бальнеологические курорты посетили за первый квартал 2011 года более 150 тысяч человек. Основные зоны отдыха за пределами городов: Чешская Швейцария, Чешский карст, Чешский рай, Крконоше, Национальный парк Шумава.

 

Культура

 

Архитектура Чехии

Чехия — небольшая страна в центре Западной Европы. Небольшие размеры компенсированы значительным разнообразием природных ресурсов и трудолюбивым, дисциплинированным населением. Наличие значительных природных строительных материалов повлекло развитие архитектуры, которая имела ведущие позиции в истории страны, превышая значение живописи или литературы. Исследователи предостерегают называть безусловными шедеврами значительные архитектурные сооружения в Чехии из-за того, что художественная инициатива в Европе принадлежала Франции, Италии, Великобритании. Там (а не в Чехии) родились важные художественные идеи, технологии и стили, которые художники Чехии старательно усвоили и развили. Поэтому значимость архитектурных сооружений Чехии чрезвычайно высока.

Даже бурные исторические события обошли большинство исторических и архитектурных достопримечательностей Чехии, которая хранит и демонстрирует сооружения от романской эпохи до современности, разрушенные или перестроенные в других странах. Западноевропейскую архитектуру невозможно представить без готики Чехии и Моравии, чешских дворцов, соборов и замков эпохи барокко и рококо, сооружений сецессионизма и постмодерна. Но есть и развалины древних крепостей, замков, заброшенных костелов.

 

- Романская эпоха

Романская архитектура в Чехии составляет первый этап развития архитектуры на территории Чехии, с которого сохранились постройки (от предыдущего этапа, Великой Моравии, имеются только археологические раскопки). Во времена романского стиля здесь появляются первые каменные постройки, в первую очередь костелы и монастыри, ближе к концу этого этапа также и городские строения (укрепления, дома). Произведения романской архитектуры появлялись в Чехии с 9 века до половины 13 века, когда стал свободно применяться готический стиль.

 

Первые постройки (X век)

К концу IX века и в X веке в Чехии были поставлены первые каменных сооружения, из них, за редкими исключениями, сохранились только единицы, часто скрытые позднейшей перестройкой.

Первые каменные костелы начали строить Пржемысловичи примерно после крещения Борживоя I (умер около 889 года[сноска 1]), заложив тем самым длинную традицию великоморавской архитектуры — типичной формой стала ротонда с апсидой. Самым старым каменным строением Богемии был костел святого Климента в Левом Градце(чеш., англ.)(чеш. Levý Hradec), потом после переезда Пржемысловичей в Пражский Град был поставлен костел святой девы Марии(чеш., англ.), позже ещё два костела на Пражском Граде.

Первой достаточно большой постройкой была базилика Святого Георгия на Прадском Граде, законченная в 921 году. Потом, во время правления Вацлава, была построена ротонда святого Вита(чеш.) с четырёмя апсидами, в плане формы креста.

За пределами Пражского Града стали появляться костелы в крепостях на Вышеграде (не сохранившиеся — ротонда святого Иоанна Крестителя, костел святого Климента, базилика святого Лаврентия, в Старом Пльзенце(чеш., англ.) (ротонда святого Петра, до сих пор стоящая), в Старой Болеславе(чеш., фр.) (не сохранившийся костел святого Козьмы и Дамьяна). Примерно в то же время появилась ротонда святого Петра и Павла в Будече (башня была пристроена позже), самая старая сохранившаяся постройка на территории. Рядом видны на поверхности остатки фундамента костела святой девы Марии примерно с того же времени.

Влиятельным княжеским родом X века также были Славниковичи (до их истребления в 995 году). В их гнезде Либице-над-Цидлиноу первый костел появился приблизительно в 962 — 995 годах. В отличие от Пржемысловичей, у них не заметно великоморавское влияние — на их территории неизвестно ни одной ротонды.

В 973 — 976 годах в Праге было заложено епископство. Первым епископом был Детмар(чеш., англ.), который принес немецкие влияния в архитектуру. Они проявились при благоустройстве собора святого Вита на Пражском Граде, который был повышен до епископского, также при перестройке базилики Святого Георгия, к которой был сделан дом Бенедиктинских пани для незамужних княжеских дочерей.

 

XI век

В течение XI века романский стиль в Чехии стал более домашним. Значимым моментом является приход бенедиктинцев, первого монашеского ордена на территории Чехии. Появляются, в первую очередь, монументальные строения (базилики и монастыри), которые приносят новшества: крипту, двуххоровое расположение, поперечный неф.

Уже к конце X века в Богемию приходят первые представители бенедиктинцев. Они строят новые монастыри часто на местах старых славянских городищ, обычно с монументальным костелом в форме трёхнефной базилики. Первым монастырем считается монастырь в Бржевнове (сейчас район Праги) (заложен около 993 года), от которого до наших дней сохранилась романская крипта базилики (до 1045 года). Второй монастырь был заложен в Острове у Давле (чеш. Ostrov u Davle) в 999 году, от которого сохранились только остатки фундамента. В 1032 году князь Чехии Ольдржих основывает новый бенедиктинский монастырь в Сазаве, от которого остались только основы (на квадратном плане, с четырьмя апсидами). Другие бенедиктинские монастыри появились в Опатовице над Лабем (чеш. Opatovice nad Labem) и других местах.

Монастыри бенедиктинцев ставились и в Моравии. Первым был построен в Райградский монастырь (Rajhradský klášter) в 1048 году, потом в 1078 году Градиский монастырь (Klášter Hradisko) около Оломоуца, в 1101 году монастырь в Тршебиче. От первых построек монастырей этого времени остатков не сохранилось.

 

Постройки Пржемысловичей

Известные частично сохранившиеся постройки были возведены родом Пржемысловичей. В Пражском граде при Бржетиславе I прошла перестройка ротонды святого Вита(чеш.), законченная в 1039 году. Также были проведены и укрепительные работы града. Самой известной постройкой считается возведение базилики святого Вита, Вацлава и Войтеха (предшественник современного собора святого Вита). Строительство было начато в 1060 году Вратиславом II. К 1096 году появилась монументальная базилика с двумя хорами (по примеру немецкой архитектуры, например напоминает базилику в Аугсбурге) и восточным трансептом. Впервые в Чехии появились североительянские орнаментальные мотивы. Одновременно был перестроен Епископский дворец, частично сохранившийся по соседству с собором святого Вита.

Князь Вратислав II из-за частых ссор с братом епископом Яромиром(чеш., англ.) переехал в Вышеград, из-за чего в нём началась активная строительная деятельность (были построены укрепления, мост и перестроен дворец). Также были возведены две романские базилики: базилика святого Петра и Павла (позже была перестроена) и трехнефная базилика Святого Лаврентия (напоминает Эльзасскую архитектуру), от которой сохранился маленький торс.

За пределами Праги Бржетислав I заложил капитул в Болеславе(чеш., фр.), при котором была построена трехнефная базилика(чеш.) святого Вацлава (освящена в 1046 году). Позже она была перестроена, от первоначального состояния сохранилась романская крипта). Князь Спытигнев II в 1057 году заложил капитул в Литомержице, где была построена базилика святого Штепана.

К самым старым романским памятникам Моравии относится ротонда святой Екатерины(чеш., нем.) (изначально Введения), построенная в Зноймо. В XI веке была дополнительно украшена росписью.

 

- Готика Чехии

В период готики (13-14 — частично 15 век) Чехия вошла в круг развитых и культурных стран Европы, имела значительную самостоятельность несмотря формальное подчинение Священной Римской империи. Здесь активно развивались торговля, ремесла, городская жизнь, архитектура.

Архитекторы быстро усваивают новые архитектурные идеи. Уязвимая деревянная архитектура заменяется каменной, что способствует её безопасности и сохранению на века. Образцы чешской готической архитектуры мало чем уступают образцам готической архитектуры других стран, исключений только два — архитектура Франции и Италии. Готический собор становился доминирующим зданием городских площадей, объединяя вокруг себя ратушу и дома жителей с готическими галереями первого этажа — характерный признак многих чешских городов с эпохи готики и позднее. Готические соборы Чехии — часто зального типа, когда центральный неф равен высоте боковых нефов или мало их превышает. Трансепт развития не получил, его почти не используют. Наружные стены толстые, мощные, лишены дополнительных опор, как в соборах Франции. А их высотный образ играл значительную роль пространственного ориентира. Узкие высокие окна украшены витражами. Трудоёмкая технология и войны тормозили строительство, и большие соборы оставались недостроенными, как это произошло с грандиозным собором св. Вита в Праге. Его достроили в формах, приближенных к средневековой манере Парлержа лишь в конце 19 и начале 20 в. Но именно готические соборы Чехии в числе самых крупных церквей страны — среди них:

собoр св. Вита, Прага
собор Успения Богоматери, Седлице, Кутна Гора
собор бенедиктинского монастыря, Кладрубы.

Шедевром поздней готики Чехии стал собор Св. Барбора (Кутна Гора).

 

- Эпоха возрождения и маньеризма

Во 2-й половине 15 в. в Чехии сложились условия для развития идей возрождения. Первой значительной попыткой в ​​архитектуре возрождения стал Владиславский зал в Пражском Граде (замке). Это дворцовый зал для праздников, балов и турниров, светский, нецерковный по назначению. Но архитектурные формы тяжелые, компромиссные, вырастают из готических представлений, о чём свидетельствуют своды с нервюрами. Более ясные, ренессансные формы присущи Королевскому дворцу Летоградек (дворца для пребывания летом). Строительство начали итальянские архитекторы под руководством Джованни Спаццо. Удлиненный корпус дворца имеет ряд галерей, открытых в сад, распланированный по итальянским образцам.

Маньеризм не имел распространения в архитектуре Чехии, несмотря на то, что Прага в конце 16 — начале 17 веков была значительным центром маньеризма в Европе. Но он тесно группировавшихся вокруг двора императора Рудольфа II, имел чисто дворцовый характер. Здесь работали выдающиеся представители маньеризма (Арчимбольдо, Адриан де Врис, Бартоломеус Шпрангер), но они не были архитекторами. Маньеризм в Чехии выразился тягой к необычному, к экзотическому (поющий фонтан (проект Ф. Терцио, 1562 г.), мраморный фонтан Кроцина (Национальный музей, Прага), кабинет курьезов Рудольфа II с коллекциями удивительных артефактов от минералов и античных монет до произведений американских индейцев). Тягу к необычному унаследует и чешское барокко.

Возникает несколько замков с открытыми аркадами внутренних дворов наподобие дворцов в Италии (замок Литомышль, Индржихув Градец). По местной традиции часть фасадов украшена граффити — монохромными стенописями с имитацией бриллиантового руста или сюжетами библейских и батальных цен.

 

- Барокко и рококо

Барокко было принесено на земли Чехии австрийскими завоевателями. После поражения в 1620 в битве при Белой Горе имперская власть начала настоящую идеологическую войну в Чехии, которая склонилась тогда к протестантизму. Идеологическое давление имело целью возвращение чехов в лоно католицизма. Земли чешских феодалов конфисковали и раздали австрийским магнатским родам. Австрийские репатрианты придерживались католицизма и начали скорую застройку в своих новых поместьях замков-дворцов, костелов, часовен. Чехия пережила настоящий строительный бум. Чтобы ускорить строительство, в страну была приглашена целая армия архитекторов и строителей из Италии, Австрии, германских княжеств, даже из Франции. В Чехии работали архитекторы, художники, скульпторы, садоводы-иностранцы, среди которых:

Якопо де Ваккани, архитектор
Франческо Каратти (ок. 1620—1677), архитектор
Карло Лураго (1615—1684), архитектор
Авраам Лейтнер (1639—1701), архитектор и прораб
Джованни Доменико Орси, архитектор
Жан Батист Мате (1630—1696), архитектор
Андреа Спецца, архитектор
Джованни де Гальяно Пьерони (1586—1654)
Николо Себрегонди, садовник
Джованни Баттиста Аллипранди (1665—1720), архитектор
Бартоломео Баччо Бьянко, художник
Пауль Игнац Байер (1656—1733)
Матьяш Бернард Браун (1684—1738), скульптор
Фердинанд Максимилиан Брокоф (1688—1731), скульптор
Андреас Филипп Квитайнер, скульптор
Конрад Макс Зюсснер, скульптор
Кристоф Динценгофер (1655—1722), архитектор
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656—1723), архитектор
Абрахам Лютнер (1640—1701)
Иоганн Георг Германн, скульптор
Иоганн Лукас фон Гилдебрандт (1668—1745), архитектор
Джанбартоломео Комета (1620—1687)
Доменико Галле (? — 1675), художник
Иоганн Рудольф, художник
Мишель Леопольд Вильман, художник
Иоганн Кристоф Лишка, художник
Франц Антон Куен, скульптор.

Выросли позже и свои талантливые архитекторы, пусть и с иностранными корнями:

Килиан Игнац Динценгофер, (1689—1751)
Ансельмо Лураго
Ян Сантини, (1677—1723)

Исследователи утверждают, что и раннее чешское барокко в местной культуре имело агрессивный характер австрийских завоевателей. Показательным было создание комплексов Валдштейнского дворца с садом и Клементинум. Вальдштейн приобрел несколько домов и земельных участков под Градом, разрушил их и приказал построить роскошный дворец с садом итальянского типа, невиданным до того в Праге. Грандиозной строительным площадкой стал и Клементинум, который постоянно перестраивался и имел собор, храмы, общежития, монастырь и большую библиотеку, несколько внутренних дворов. Кажется, все лучшие архитекторы — иностранцы первой генерации — работали здесь: от Доменико Орси и Франческо Каратти до Жана Батиста Мате.

Но ситуация довольно быстро сменилась на противоположную. После завершения Тридцатилетней войны Чехия вошла в период стабилизации. Барокко как стилевая система была здесь принята и получила дальнейшее развитие. Несмотря на агрессивный характер начального барокко, первая генерация архитекторов и скульпторов задала чрезвычайно высокий уровень проектных решений и их практического выполнения. Барокко Чехии практически не имело ученического периода поисков или колебаний, а сразу получило значимые и совершенные архитектурные формы и образы, которые удачно использовало и развивало.

Барокко Чехии не было монополизировано в каком-то одном центре, а охватило значительные территории страны и пошло в провинции. До сих пор в небольших городах страны можно встретить интересные или значимые образцы барочной архитектуры в провинциальных замках — дворцах, церквях и часовнях. Они удачно вписаны в местный рельеф, создавая ансамбли с природным окружением и имеют важное градостроительное значение.

Создание новых дворцов и католических храмов логично повлекло за собой создание религиозной и декоративной скульптуры, развитие ювелирного дела, барочной мебели, произведений из богемского стекла, а позже — фарфора. Отставала лишь чешская живопись барокко, которая не дала ни одной значимой фигуры (вроде Аннибале Каррачи, Гверчино, Пьетро да Кортона, Джованни Баттиста Тьеполо) кроме мастеров портрета (Иоганн Купецкий, Пётр Брандль, Карел Шкрета).

 

- Архитектор и прораб Лейтнер

К подзабытым архитекторам чешского барокко первой волны относится и Авраам Лейтнер. Немец по происхождению, он был одним из первых неитальянцев на стройках Праги. Именно Лейтнер работал вместе с Франческо Каратти над строительством Чернинского дворца. Но Авраам Лейтнер был и интересным проектировщиком. Сохранились образцы его проектных решений конца 17 века, где он подал ряд проектов небольших сооружений в окружении садов барокко или барочном обрамлении. Уступчатые или необычные по форме сооружения Лейтнера, органически связанные с парковым окружением, станут предшественниками парковых павильонов эпохи рококо.

 

- Сантини Айхл

Даже среди армии талантливых чешских архитекторов особое место занимает Ян Сантини. Архитектор родился в Чехии, но его семья имеет итальянские корни - дед Сантини, каменщик по профессии, перебрался в Прагу из Италии. Хромой архитектор словно поставил целью создание необычных сооружений. Работая в стиле барокко, Сантини насыщал свои планы и сооружения переусложненной символикой и тревожным духом католического мистицизма. За 23 года творчества он успел задать столько загадок исследователям, что их хватит изучать не одному поколению. Сантини стал настоящим наследником творчества гениального итальянца Франческо Борромини, произведения которого он изучал в Риме. В Чехии даже создан сайт поклонников творчества Сантини.

 

- Классицизм

В подавстрийской Чехии, как и в других уголках этой «лоскутнои империи», не сложились условия для успешного развития классицизма. Он был модной забавой немногих вельмож. Австрия потратила все творческие силы на развитие и расцвет барокко и рококо и успокоилась в классицизме. Так, ранний классицизм в Чехии не получил развития. Идеи периода Просвещения имели достаточно ограниченный характер. В империи не сформировалось значительного класса буржуазии, которая бы сплотила общество на борьбу с остатками феодализма, как это имело место во Франции. Поэтому классицизм в подавстрийской тогда Чехии имел очень ограниченное распространение и не дал значительных образцов городских или усадебных ансамблей вроде Франции или Российской империи.

 

Малые архитектурные формы

В Чехии получила развитие культура малых архитектурных форм. Барочные дворцы и костёлы всегда имели в составе партеры, часовни, скульптуры, террасы и лестницы с балюстрадами, которые делали нерезким переход от масштаба реального человека до монументальных фасадов зданий, тяготевших к величию и высотности. Даже провинциальные костёлы окаймлены скульптурами, небольшими цветниками, ступеньками с балюстрадами, небольшими воротами. Новая эпоха добавила к малым архитектурным формам небольшие монументы историческим лицам, связанным с тем или иным помещением (монумент монаху-исследователю Менделю у костела в Брно, аллегории Христианской Веры и Хроноса в Цитолибах, действующие фонтаны в Оломоуце, чумные столбы на площадях многих городов т.д.). Все это обогащало человеческое окружение и делало его более знакомым, культурным, гуманным.

 

Чумной столб

Чумной столб (иногда Марианский столб) украшает площади многих городов Чехии. Обычно их возводили в благодарность Богоматери за прекращение эпидемии чумы. Традиция ставить столбы идёт от античности. Их возводили ещё в Древнем Риме для прославления императоров. Католическая церковь унаследовала традицию, переосмыслив объект почитания. Ими стали Мадонна и католические святые.

В эпоху барокко желание украсить ствол колонны многочисленными украшениями настолько камуфлировало его, что он практически исчезал под нагромождением украшений, каменных тучек, барочных скульптур. Детали некоторых чумных столбов делали позолоченными, что усиливало их декоративный эффект. К созданию столбов привлекали архитекторов и известных скульпторов. Иногда строительство длилось десятилетиями. Создание колонны Св. Троицы в городе Оломоуц растянулось с 1716 до 1754 г. Постройка получилась настолько большой, что в её нижней части разместили и небольшую часовню.

 

- 20 век

Тревожную атмосферу трагических конфликтов и неурядиц 20 века и неудержимое стремление к творчеству хорошо передала скульптурная группа Винцента Маковский «Новый Век» для Экспо в городе Брно. 20 век характеризуется стремительностью, скорым изменением архитектурных стилей и художественных поисков новой образности и новой эстетики, часто негармоничной, диссонансной. При этом идет процесс переоценки произведений архитекторов прошлого, спасение и реставрация как отдельных выдающихся памятников, так и целых направлений в архитектуре прошлого ( деревянная и сельская архитектура, плановое восстановление замков Чехии в провинции, музеефикация заброшенных монастырей). Модернистская архитектура Чехии живо усваивает новые интернациональные идеи и образцы, активно использует новые инженерные решения и новые строительные материалы. 

 

Музыка Чехии

Музыка Чехии — музыкальная культура Чехии и чешского народа. Черпает свои истоки в глубокой древности, о чём свидетельствуют археологические находки на чешских землях, среди которых предметы, которые служили первобытному человеку в качестве элементарных музыкальных инструментов. На чешском языке музыкальное искусство называется «Гудба», это слово происходит от праславянского «гудеть» — «играть» (на музыкальном инструменте).

 

- Истоки

В IX веке просветители Кирилл и Мефодий ввели на чешских землях старославянскую литургию. Хотя в XI веке она была вытеснена латинской, старославянские духовные песни сохранились в чешской музыке, в частности это «Hospodine, pomiluj ny!» и «Svatý Václave». Чешские летописцы, в частности Косма, упоминают и светскую народную песню и профессиональных музыкантов, в частности менестрелей, приезжавших в Чехию из соседней Германии.

В 10-13 веках с принятием католицизма утверждаются католические песнопения. Известным памятником 13 века является «Пражский тропарь» — рукописный сборник песен, включающий тропы, музыкальный материал которых связан с народным творчеством.

С 12 века были популярны массовые, т. н. рождественские и пасхальные действа, ставшие впоследствии основой средневековых драм; в них наряду с низшим духовенством принимали участие студенты и представители народа, что способствовало проникновению в эти действа народных обрядов и обычаев. Одновременно развивались светские жанры чешской музыки. Среди композиторов-исполнителей 12 века — Добржата (служил у князя Владислава I) и Коята (служил при дворе князя Собеслава II).


- Новое время

В эпоху Возрождения церковные песнопения сопровождались игрой на органе; самый известный из органов был установлен в соборе святого Вита в Праге. Император Фердинанд I (1526—1564 гг.) основал первую в Чехии придворную капеллу, которая впоследствии включила также оркестр. По ее примеру в XVI—XVII веках придворные капеллы были созданы в различных городах Чехии. В противовес католической музыке, гуситы вызвали к жизни особый жанр народной музыки — гуситские песни, духовные песнопения, исполнявшиеся без сопровождения на чешском языке. Адам Михно с Отрадовиц вошел в историю как автор сборников «Чешская Мариинская музыка» (1647 г.) и «Священная музыка» (1661 г.), также он является автором известной песни «Chtíc, aby spal». Более поздними известными представителями чешского барокко считаются Дисмас Зеленка и Богуслав Матей Черногорский. Среди самых известных композиторов классической эпохи — Ян Вацлав Антонин Стамиц, Йозеф Мисливечек.

Параллельно в Чехии развивается оперное искусство. Первый оперный спектакль в Чехии предположительно был дан в 1627 по случаю коронации Фердинанда II. С этого времени в Праге и Брно постоянно гастролировали итальянские оперные труппы, а в 1724 граф Шпорк открыл первый чешский оперный театр в своем замке Кукса. В 1811 по инициативе дворянства в Праге была открыта консерватория.

В эпоху романтизма Чехия, как и соседние страны, переживает эпоху становления национального возрождения и становления профессионального искусства. Учредителями чешской композиторской школы считаются Берджих Сметана, и Антонин Дворжак, что преподавал в Пражской консерватории конце XIX века. В 1888 году в Праге был открыт оперный театр.

Чешская музыка начала XX века представлена ​​творчеством Йозефа Богуслава Форстера, Витезслава Новака и Леоша Яначека. Становление Чехословакии в 1918 г. способствовало подъему национальной культуры, появились чешские музыкальные издательства и звукозаписывающее производство. Начиная с 1923 года музыку стали передавать по радио. Возникали новые концертные и оперные сцены. Середину XX века представляют такие композиторы, как Богуслав Мартину, Алоис Габа, Павел Боржковец, Иша Крейчи, Ярослав Ежек, Эрвин Шульгоф и другие.

В послевоенные годы с установлением коммунистического режима чешская музыкальная культура находилась под идеологическим давлением, что замедляло развитие музыкального искусства. Некоторое послабление идеологии наблюдалось в 1960-е годы, однако после подавления «Пражской весны» советскими войсками, жесткий контроль был восстановлен. Несмотря на это, современные музыкальные течения жили в чешском подполье, как например воодушевленный американской культурой чешский блюграс. Также идеологическая доктрина почти не коснулась джазовой музыки — с 1964 года в Праге ежегодно проводится международный джазовый фестиваль.

 

- Современность

Сегодня в Чехии действует 11 оперных театров, несколько филармоний, в частности в Праге, Брно и Оломоуце. Среди ведущих оркестров — Оркестр чешской филармонии и Оркестр чешского радио. Среди высших учебных заведений музыкального профиля — Пражская консерватория, Пражская академия музыкальных искусств и Академия музыки имени Яначека в Брно. В Чехии проводятся такие известные международные музыкальные фестивали, как Пражская весна, Международный джазовый фестиваль, ежегодный фестиваль экстремальной музыки Obscene Extreme.

 

Кинематограф Чехии

Кинематограф Чехии — это общее название для фильмов, снятых в Чехии. Международное признание чешский кинематограф получил в 1960-е годы во время Чехословацкой новой волны. Такие фильмы как «Магазин на площади» (1965), «Поезда под пристальным наблюдением» (1966) и «Коля» (1996) стали лауреатами премии ОСКАР в номинации за лучший фильм на иностранном языке, ещё шесть человек попали в список номинантов.

К чешскому кинематографу иногда относят также творения чешских эмигрантов, таких как Милош Форман, Иван Пассер и Войтех Ясны. Крупным автором экспериментального кино является Ян Шванкмайер, работающий в жанре анимации.

 

- Немое кино

Впервые «движущиеся картинки» появились на чешской земле в 1896 в Праге и Карловых Варах благодаря режиссёру и кинематографисту Яну Кршиженецкому, который, начиная со второй половины 90-х годов XIX века снял ряд короткометражных документальных фильмов — новостей. Через год американская компания провела съемки своего фильма в Богемии. Вскоре начали открываться частные производители, но они быстро исчезали. Тема зарождающегося кино юмористически описана в фильме Иржи Менцеля «Великолепные мужчины с кинокамерой» (чеш. «Bajecni muzi s klikou»).

Первый постоянный кинотеатр был основан фокусником Виктором Понрепо в 1907 году в Праге. После провозглашения независимости Чехословакии, появились профессиональные студии, в моду вошли националистические фильмы, среди прочих, «Во славу Страсти» (чеш. «Utrpením ke slávě») (1919, режиссёр Ричард Ф. Бранальд) и «Святой Вацлав» (чеш. «Svatý Václav») (1929, режиссёр Ян С. Колар), в последнем из которых принимала участие русская актриса Вера Барановская. На уровень звезды европейского уровня встала актриса Анни Ондракова, позже снявшаяся у А. Хичкока. Историческая картина «Строитель Храма» (чеш. «Stavitel chramu») (1920, режиссёры: Карел Дегл, Антонин Новотни), социальная драма «Эротикон» (чеш. «Erotikon») (1929, режиссёр Густав Махаты), и мелодрама «Органист церкви св. Вита» (чеш. «Varhanik u sv. Vita») (1929, режиссёр Мартин Фрич) являются вершиной чешского немого кино.


- Звуковое кино до Второй мировой войны

Звук был впервые использован в Чехословакии в фильме «Тонка „Виселица“» (чеш. «Tonka Šibenice») (режиссёр Карел Антон), премьера которого состоялась 27 февраля 1930 года. В сентябре 1930 в Чехословакии введен запрет на импорт фильмов, в которых говорят по-немецки. Это привело к запрещению всех потенциально радикальных немецких фильмов в Чехословакии, в том числе антивоенного фильма «На Западном фронте в 1918 году» (режиссёр Георг Вильгельм Пабст). Ограничение импорта в 30-е способствовало развитию внутреннего кинопроизводства.

Ведущими режиссёрами этого периода стали Мартин Фрич, Карел Ламач и Густав Махаты. Кинокомедия Карела Ламача «Имперско-королевский полевой маршал» (чеш. «C. a k. polní maršálek») имела огромный успех и зажгла новую комедийную звезду Власта Буриана.

В 1933 году была запущена киностудия «Баррандов», фирменная марка чешского кинопроизводства. К 1938 году в стране насчитывалось максимальное количество кинотеатров за всю историю — 1824 шт. с общим количеством мест 600 000. Ежегодно снималось около 80 фильмов. Тридцатые годы — это время, удачно сочетающее «чешский модернизм» и коммерческое искусство. К главным кинохитам того времени можно отнести фильмы «Экстаз» (чеш. «Extaze») Густава Махаты и «Река» (чеш. «Reka») Йозефа Ровенски, к ведущим исполнителям ролей — Власта Буриана, Гуго Гааса, Адину Мандлову, Лиду Баарову и других. Не менее важным для этого периода явился комический дуэт Вериха и Восковца. Оба — знаменитые актёры, соединившие безупречную театральную школу и кино. Свое вдохновение они черпали в дадаизме и сюрреализме, беря пример с Чарли Чаплина и Бастера Китона. Некоторые из их фильмов — «Деньги или жизнь» (чеш. Peníze nebo život, 1932) и «Мир принадлежит нам» (чеш. Svet Patrí Nám, 1937) — были особенно популярны.


- Звуковое кино во время Протектората

После подписания Мюнхенского соглашения в 1938 году, началась первая из трёх волн эмиграции. Чехословакию оставил левый актёр и режиссёр Гуго Гаас. В США уехал кино-экспериментатор Александр Хакеншмид (чеш. Alexander Hackenschmied), взявший фамилию Хаммид (чеш. Hammid). После оккупации Чехословакии нацистской Германией в 1939 году введена жёсткая цензура. Оккупанты создали наблюдательный орган кинофильмов в моравской штаб-квартире. Сразу же начались ариизация и германизация чешской киноиндустрии. Заголовки и плакаты должны были быть на чешско-немецком языках. Фильмы с еврейскими актёрами не разрешались, а киноперсонал должен был сдать экзамены по немецкому языку. Нацисты конфисковали студию «Баррандов» в начале войны. До 1945 года некоторые режиссёры, а также художники были казнены за антинацистскую деятельность и среди них Владислав Ванчура.


- Звуковое кино после Второй мировой войны

Уже во время войны чешские интеллектуальные круги обсуждали возможность национализации промышленности, некоторые художники в этом шаге увидели надежду на независимость коммерческих интересов производителей. Национализация состоялась вскоре после освобождения, до прихода к власти коммунистов. Четыре последующих десятилетия производство, импорт и распространение фильмов в Чехословакии находилось под государственным контролем. Однако со временем система эволюционировала в полностью самоокупаемую. Деньги потраченные в кинотеатрах возвращались в киностудии, прямые государственные вливания были минимальны. В 1946 был учрежден международный кинофестиваль в Марианске Лазне, перенесённый вскоре в Карловы Вары. В Праге в 1947 году был основан Факультет кино и телевидения Академии музыкального искусства, известный как FAMU. Первый чешский цветной фильм был снят в 1947, «Ян Рогач из Дуба» (чеш. «Jan Roháč z Dubé», режиссёр Владимир Борски).

В конце сороковых — начале пятидесятых годах чехословацкое кино в первую очередь было инструментом коммунистической пропаганды. Намёк на изменение произошёл в 50-х, когда четыре социально-критических фильма «Три желания» (чеш. «Tři přání») (1958, режиссёр Ян Кадар и Эльмар Клос), «Здесь львы» (чеш. Zde jsou lvi) (1958, режиссёр Вацлав Кршка), «Школа отцов» (чеш. Škola otců) (1957, Ладислав Хельге) и «Сентябрьские ночи» (чеш. Zářijové noci) (1956, режиссёр Войтех Ясны) были раскритикованы на I Чехословацком кинофестивале в городе Банска-Бистрица и впоследствии изъяты из проката. Одними из лидеров этого периода были фильмы дуэта Яна Кадара и Эльмара Клоса, их картина «На конечной» (чеш. Tam na konečné)) (1957) не скрывала вдохновения от итальянского неореализма.

Этот период ознаменовался расцветом чешской анимации, одним из оснавателем которой был кукольный аниматор Иржи Трнка. Пионером же спецэффектов в кино стал Карел Земан, особенно ярко проявивший это направление в фильмах: «Путешествие к началу времён», (чеш. Cesta do praveku) и «Смертельное изобретение» (чеш. Vynalez zkazy), объединившие драму и мультипликацию. Пожалуй, самой успешной фильмом-сказкой в истории Чешского кино стала, снятая в пятидесятые «Гордая принцесса» (чеш. Pysna princezna).


- Новая волна

Чехословацкая новая волна — киночудо 60-х, проявившее мастерство и открытость молодых режиссёров.

 

- После новой волны

Период 1968 — 1970 оставил след во многих режиссёрах в ответ на оккупацию Чехословакии войсками пяти стран Варшавского договора в 1968. Страну покинули Иван Пассер, Войтех Ясны, Яна Бокова, Вацлав Райхль, Отакар Воточек, Бернар Шафарик, Ян Немец и другие. Замолчал Павел Юрачек (чеш. Pavel Juráček), а на нескольких лет — и Иржи Менцель (чеш. Jiří Menzel) и Вера Хитилова (чеш. Věra Chytilová). Милош Форман уехал в США ещё в 1967 году по договору компании Paramount с чешским киноучреждением «Filmexport».

В период с 1970-го по 1989-й этого «исхода», чешский кинематограф добился всего лишь одной номинации на «Оскар» за лучший иностранный фильм — фильм Менцеля «Деревенька моя центральная» (чеш. «Vesničko má středisková») (1985 год). Наряду с введением цензуры была потеряна часть пленок, сопровождаемая запретом на показ таких фильмов, как «Крематор», «Ласточки на проводе», «Ухо», «Мои добрые земляки» и др.

Доминирующие жанры того времени — популярные комедии и детективы. В 1973 году вышла в свет нестареющая сказка «Три орешка для Золушки», снятая комедийным режиссёром Вацлавом Ворличеком. Среди многосерийных фильмов следует отметить снятый в 1977 году и выпущенный в советский прокат телесериал «Больница на окраине города», а также детский комедийный телефильм 1986 года «Осьминожки со второго этажа».


- После бархатной революции

В первые годы после бархатной революции началась постепенная приватизация кинопромышленности. Первым фильмом, снятым за пределами государственной монополии был «Танковый батальон» (чеш. Tankový prapor) (1991, режиссёр Вит Ольмер (чеш. Vít Olmer)), выпущенный компанией «Bontonfilm». В 1992 году был основан «Государственный фонд поддержки и развития чешской кинематографии» (чеш. «Státní fond pro podporu a rozvoj české kinematografie»). Он остается практически единственной формой поддержки кино-производителей.

Была полностью ликвидирована государственная цензура, но создателям фильмов пришлось столкнуться с новой рыночной средой. В кино начал появляться продакт-плейсмент. Вацлав Гавел, сын основателя студии «Баррандов», был избран Президентом Чехии в 1990 году. В 90-е пришло новое поколение режиссёров, таких как Ян Сверак, Ян Гржебейк, Саша Гедеон, Петр Зеленка и Давид Ондржичек[6]. На рубеже веков появились первые фильмы, снятые как видео, в том числе «Любовь сверху» (чеш. Láska shora) (2002, режиссёр Петр Марек (чеш. Petr Marek)). Чешское кино не утратило своей оригинальности и юмора и в новом тысячелетии, о чём свидетельствуют «Хроники обыкновенного безумия» Петра Зеленки, получившие приз Гильдии кинокритиков на XXVII ММКФ в 2005 году.

Благодаря низкой себестоимости производства, Чехия является одной из ведущих площадок кино. Здесь снимаются фильмы голливудского мейнстрима такие, как «XXX» (2002), «Идентификация Борна» (2002), «Блэйд 2» (2002), «Ван Хельсинг» (2004), «Хеллбой» (2004), «Хроники Нарнии» (2005) и «Братья Гримм» (2005).

 

- Кинофестиваль в Карловых Варах

Международный кинофестиваль в Карловых Варах (чеш. Mezinárodní filmový festival Karlovy Vary) — ежегодный кинофестиваль, проводящийся в июле в Карловых Варах (Чехия). С 1956 года относится к категории А.

Впервые был проведён (без конкурса) в 1946 году в Карловых Варах и Марианске-Лазне (Мариенбаде). В программу первого фестиваля вошли фильмы из семи стран. С 1948 года фестиваль проводится только в Карловых Варах. Местом проведения является гостиница «Thermal». Долгое время фестиваль проводился раз в два года, с 1994 года стал ежегодным.

 

Награды

По итогам основной программы фестиваля вручается следующий перечень наград:

«Хрустальный глобус» за лучший фильм
Специальный приз жюри
Приз за лучшую режиссуру
Приз за лучшую мужскую роль
Приз за лучшую женскую роль
Специальное упоминание жюри

Гран-при в последние годы удостаивались такие фильмы, как «Кавказский пленник» (1996, реж. Сергей Бодров ст.) и «Амели» (2001, реж. Жан-Пьер Жёне).

 

Российские фильмы

В новейшей истории России в основную конкурсную программу фестиваля попадали следующие российские фильмы:

в 1992 «Кикс» Сергея Ливнева (Приз за лучшую женскую роль — Евдокия Германова) и «Холод» Хусейна Эркенова
в 1994 «Пешаварский вальс» Тимура Бекмамбетова, Геннадия Каюмова (Приз за лучшую режиссуру) и «Никотин» Евгения Иванова
в 1995 «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина
в 1996 «Кавказский пленник» Сергея Бодрова (старшего) («Хрустальный глобус» за лучший фильм, Приз экуменического жюри) и «Летние люди» Сергея Урсуляка
в 1997 «Брат» Алексея Балабанова
в 1998 «День полнолуния» Карена Шахназарова (Специальный приз жюри, Приз ФИПРЕССИ — специальное упоминание) и «Две луны, три солнца» Романа Балаяна
в 1999 «Блокпост» Александра Рогожкина (Приз за лучшую режиссуру)
в 2000 «Дневник его жены» Алексея Учителя
в 2001 «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова
в 2002 «Звезда» Николая Лебедева
в 2003 «Бабуся» Лидии Бобровой (Специальный приз жюри, Приз «Дон Кихот», Приз экуменического жюри)
в 2004 «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского (Приз ФИПРЕССИ)
в 2005 «Водитель для Веры» Павла Чухрая
в 2006 «Перегон» Александра Рогожкина
в 2007 «Простые вещи» Алексея Попогребского (Приз ФИПРЕССИ, Приз экуменического жюри)
в 2008 «Пленный» Алексея Учителя (Приз за лучшую режиссуру)
в 2009 «Волчок» Василия Сигарева (Приз «Дон Кихот» — специальное упоминание)
в 2010 «Другое небо» Дмитрия Мамулии (Специальное упоминание жюри)
в 2011 «Бедуин» Игоря Волошина
в 2013 «Стыд» Юсупа Разыкова


- Фестиваль чешских фильмов в Пльзене

Фестиваль чешских фильмов в Пльзене (чеш. Filmový festival Finále ) — ежегодный национальный фестиваль, проходящий в чешском городе Пльзене. Идея проведения конкурса чешских и словацких фильмов принадлежала директору Киноконцертного регионального центра Ладиславу Женишеку. Первый фестиваль прошёл в 1968 году в помещениях крупнейшего на то время в республике пльзеньского кинотеатра «Москва» и имел официальное название FINALE (аббревиатура от чешского Filmy našich let), позднее заменённое на Finále — фестиваль чешских и словацких фильмов в Пльзене. Первым победителем фестиваля стал фильм режиссёра Эвальда Шорма «Отвага на каждый день» («Každý den odvahu», 1968). После 1970 года не проводился, возобновлён в 1990 году.

 

Награды

«Золотой зимородок» за лучший художественный фильм
«Золотой зимородок» за лучший документальный фильм
Приз за лучшую мужскую роль
Приз за лучшую женскую роль
Специальное упоминание жюри
Приз зрительских симпатий 

 

Чешская литература

Чешская литература (чеш. Česká literatura) — литература, написанная на чешском языке.

 

- Древнечешская литература

Произведения древнего периода, носят по преимуществу подражательный характер; нередко вместо настоящей поэзии они представляют собой бесплодное стихоплётство и риторику, что почти одинаково относится как к светской, так и к духовной литературе. К числу произведений, наиболее вращавшихся в населении, относятся в особенности чешская «Александреида», переделка латинской, отмеченная значительной долей патриотизма и вражды к немцам; любопытны также чешские переделки рыцарских повестей и поэм «Тристрам» (Тристан) и «Тиндариаш и Флорибелла», а по патриотическому настроению и ненависти к немцам особенно выдается «Далимилова хроника» начала XIV века.

Вообще говоря, чешская словесность усвоила себе путём переводов и переделок почти всё содержание западноевропейской средневековой литературы со всеми её достоинствами и недостатками; такие международные произведения, как Троянская хроника или бродячие сюжеты апокрифов и рыцарских романов (например, о Штильфриде и Брунцвике, Мелюзии и др.) читались чехами с такой же охотой и любовью, как и другими западноевропейскими народами.

Известную долю самостоятельности в переработках чужих произведений и даже некоторого поэтического дарования обнаружил сатирический писатель XIV века, учёный пан Смиль из Пардубиц, по прозванию Фляжка, автор сборника дидактико-сатирических басен «Nova rada» (Новый совет), 1395 года. На подражательной почве развилась и чешская мистерия, в некоторых отдельных случаях ("Mastićkař, ň. е. продавец мазей) достигавшая замечательной силы разработки и языка, иногда, впрочем, донельзя распущенного и дерзкого. Из представителей литературы духовно-нравственной выдаются Ян Милич, Матвей из Янова и особенно благородный рыцарь Фома Штитный (1325—1400), автор ряда замечательных для своего времени по языку и содержанию популярных нравоучительных сочинений, удачно раскрывавших сущность христианского учения и нравственности («Rozmluvy nabožné», «Knižky sěstery» č др.).


- Среднечешская литература

Проповедническая и писательская деятельность Яна Гуса (1369—1415; особенно замечательна его «Постилла» — толкование евангелия) и его последователей, а равно приверженцев происшедшей из его учения общины чешских братьев, является характеристичной для среднего периода чешской литературы, особенно если присоединить сюда и просветительную писательскую работу Петра Хельчицкого (1390—1460; его «Сеть веры» (Sit viry) — написана в 1455 году), непосредственного, так сказать, отца этой общины.

Из поэтов первой половины периода преимущественно достойны упоминания Дачицкий из Геслова (1555—1626; сатирический сборник «Prostopravda») и Ломницкий (1552—1622; «Kratké naučeni», ńатирическая поэма «Kupidova Střela» и «Hadaní» — спор между духовным и светским лицом). В духовной поэзии этого времени преобладают гимны (особенно Ян Благослав, 1523—1571, и Ян Августа, 1500—1572).

Продолжала развиваться на почве мистерии и светская драма сатирического характера («Sedlsky masapust» — студенческая комедия, «О kupci a neverné jeho ženě» — пьеса, написанная в свободных до неприличия, рифмованных стихах).

Характерно для данного времени и замечательное развитие литературы права и истории [Цтибор из Цимбурка (1430—1494; его знаменитая в истории чешского права «Товачовская книга») и Викторин Вшегорд (1450—1520; «Knihy devatery о pravích…»); Карл Жеротин (1564—1636; «Zpravy o sněmich» — известия о сеймах, «Apologia») и др.].

Из историков особенно известен по прекрасному языку и учености Даниил-Адам Велеславин (1546—1599; «Kalendař Historický»); затем идут Вацлав Гаек из Либочан (умер в 1553 г.; «Kronika Česká»), Бартош Писарь (умер в 1535 году; «Kronika Prašská») и некоторые др.

Вообще, чешская проза в это цветущее время чешской письменности достигла особенного развития и высоты, как со стороны содержания, так и особенно по языку; можно указать немало замечательных в этом отношении произведений, например в области землеведения и путешествий ["Kronika Moskevska", любопытные «Přihody» (Приключения) Вацлава Вратислава (русский перевод этой книги, сделанный К. П. Победоносцевым в 1877 г., вышел в Петербурге под заглавием: «Приключения чешского дворянина Вратислава в Константинополе»), Криштоф Гаранш — «Сеstа (путешествие) do Svaté země», 1598, č некоторые др.].

Развитие гуманизма обогатило в это время чешскую литературу множеством прекрасных переводов из латинских и греческих классиков (Григорий Грубый и сын его Сигизмунд, 1497—1554, Вацлав Писецкий, 1484—1511, и многие другие).

Необычайное развитие чешской прозы в это время дало повод к наименованию его «золотым веком» чешской литературы, пожалуй, справедливому, если говорить не столько о содержании произведений, сколько о их внешней форме, о прекрасном, изящном и гибком языке.

С 1620 года начинается время упадка чешской литературы, дошедшего к концу XVIII века почти до полного её исчезновения. Упадок произошёл не сразу: в писательской деятельности знаменитого Яна Амоса Коменского (1592—1670) ещё заметны лучшие качества и свойства предшествовавших ему писателей. Коменский — один из знаменитейших «мировых» педагогов; его «Didaktika» и особенно «Orbis pictus» послужили основанием всей новейшей педагогики; но он был и вообще одним из образованнейших и учёнейших людей своего времени (его «пансофическая» деятельность), а в чешской литературе он известен, кроме того, ещё и прекрасным аллегорически-поэтическим трудом «Labyrint Světa», имевшим для своего времени огромную ценность. Его «Opera didactica omnia» вышла в Амстердаме в 1657 г.; «Дидактика» имеется и в нескольких русских переводах. Одним из любопытнейших факторов упадка чешской литературы этого времени служит истребительная деятельность иезуитского писателя Антона Коняша (1691—1760), уничтожившего в Чехии до 60 тысяч гуситских и других книг и составившего указатель запрещенных чешских книг, подлежащих истреблению. Другим фактором несомненно была германизаторская деятельность Иосифа II, введшего с 1774 года в школы и управление немецкий язык вместо чешского. Но в народе ещё таились силы, оставшиеся от великого исторического размаха, произведенного гуситством. Насильственные действия государя, собравшегося упразднить все его исторические права, вызвали крайнее противодействие и поворот в духовной жизни чехов. Тут-то и начинается воскресение чешской литературы, которым характеризуется её новый период.


- Литература периода национального возрождения

Первыми воскресителями явились люди, вышедшие из среды низшего и среднего духовенства, в котором ещё не окончательно заглох интерес к родной старине и народности. Это были: Добнер, Геласий (1719—1790), выпустивший в свет критическое издание хроники Гайка, Пельцель, Длабач, Прохазка, издавший новый чешский перевод Нового Завета, Вацлав Дурих, Там Вацлав, Карл Судимир, Шнейдер, но особенно деревенский священник Антонин Ярослав Пухмайер (1769—1830) и учёный филолог аббат Йозеф Добровский, «патриарх славяноведения» (1753—1829).

Пухмайер сумел собрать вокруг себя молодые силы, из которых и образовал новую поэтическую школу. В 1795—1814 годах вышли его «Sebráni básnì; (стихотворений)», «Zpěvů» и «Nové básně», сочинённые им и его последователями Войтехом Неедлым (поэмы «Otokar», «Vratislav» и «Václav») и Себастианом Гневковским, автором юмористического стихотворения «Děvin». По указанию Добровского, поэты этой новой школы, с Пухмайером во главе, заменили силлабический размер в стихах тоническим, более пригодным для чешского языка. Позже Шафарик и Палацкий пытались, и со значительным успехом, ввести в чешское стихотворство, вместо тонического размера, метрический («Počatkové čeckého básnictvi», 1818 год).

Учёные сочинения Добровского («Geschichte der böhmisch. Sprache und Literatur», «Institutiones linguae slavicae diaiecti veteris» и много др.) преимущественно написаны на латинском или немецком языке, так как он, при всей любви к родной речи, не верил в возможность её возрождения; тем не менее толчок, данный им родной науке и литературе, был огромный, и деятельность его смело можно рассматривать как краеугольный камень новой чешской письменности.

В 1818 году появилось столь необходимое для успехов науки и литературы средоточие — народный чешский музей, долженствовавший объединять силы и стремления чешских учёных и действительно с большим успехом достигавший этой цели. С 1831 года деятельность музея ещё усилилась, так как при нем была открыта чешская Матица для научной и популярной обработки языка и литературы.

Особенное, исключительное значение для возрождения чешской литературы имело открытие в 1817 году двух знаменитых памятников якобы древнечешской поэзии — Зеленогорской и Краледворской рукописей. Несмотря на то, что обе рукописи были признаны научным сообществом подделками (сперва Зеленогорская, значительно позднее Краледворская), благодаря появлению их в свет совершилось дело великой исторической важности, так как именно они в особенности помогли возрождению чешской литературы. Едва ли во всей всемирной истории найдётся другой подобный пример необычайного воздействия отдельных поэтических памятников на судьбы всей литературы народа. Поэтическое содержание этих памятников указывало на такую художественную высоту творчества и на столь высокоразвитое национальное сознание чехов уже в древнюю, начальную пору их самобытного исторического существования, пробужденная всем этим народная гордость в такой сильной мере удовлетворялась ими, что невольно должен был возбудиться вопрос о неправильности и даже исторической несправедливости подчинённого положения чешского языка и народа в стране; а быв раз поднят, вопрос этот неизбежно должен был привести чехов к отчаянной борьбе с немцами за попранные права, и в этой борьбе, приведшей в конце концов к победе, названным памятникам, как сильным и ярким возбудителям народного чувства и сознания, принадлежала выдающаяся роль.

В конце концов, произошло событие, по справедливому выражению русского слависта Гильфердинга представляющее одну из тех неожиданных побед человеческого духа над глубоко материальной силой, которые всегда действуют облагораживающим образом на человеческую природу и о которых с отрадой вспоминает история. Событие это — возрождение Чешской литературы, народа и языка.

Период возрождения особенно характеризуется учёно-литературной деятельностью таких приснопамятных мужей, как Нестор новой чешской словесности Иосиф Юнгманн (1773—1847); Павел Шафарик (1795—1861); Францишек Палацкий (1798—1876), отец чешской истории; поэты Вячеслав Ганка (1791—1861), Ян Коллар (1793—1852), творец панславистской поэмы «Дочь Славы»; затем: Ладислав Челаковский (1799—1852), Ян Воцель (1803—1871), Яромир Эрбен (1811—1870),Йозеф Тыл (1808—1856), Карел Гинек Маха (1810—1836) и многие другие. Эти первые деятели новой чешской литературы в большинстве отличались замечательно ясным славянским патриотизмом на чешской почве (властенецтво), почти не затемненным никакой рефлексией. 1848-й год произвёл в этой литературе большой перелом, характеризуемый значительной разочарованностью в прежних идеалах и направлением более космополитического склада и духа, ударившимся в конце концов в поэзию «мировой скорби», а в самое последнее время — в символизм и даже декадентство.

Крупнейшими выразителями чешской поэтической мысли во второй половине XIX века были Витезслав Галек (1835—1874), Ян Неруда (1834—1891), Адольф Гейдук (1836—1923), но особенно Сватоплук Чех (1846—1908) и Ярослав Врхлицкий (1853—1912), Йосеф Махар (1864—1942), родоначальник и глава поэтов новейшей школы, отделившейся от стариков и предавшейся исканию новых путей, затем Богдан Каминский (1859—1929) и некоторые другие. О поэзии Вьрхлицкого были критические очерки и в русской литературе; см., например, «Этюды в области новой чешской литературы» А. Стeповича, «Очерки из истории славянских литератур» его же (Киев, 1895), и др.

Среди чешских беллетристических произведений выдаются особенно исторические и бытовые романы и повести Алоиза Ирасека (1851—1930). Другие известные беллетристы: Вячеслав Требизский, Струпежницкий, Густав Пфлегер-Моравский, Юлий Зейер, Вячеслав Волчек, Иосиф Галечек, Шмиловский, Шульц, Якуб Арбес, Франтишек Геритес, Карел Вацлав Райс. Средоточиями беллетристов служили общества «Maj» и «Umělecka Beseda».

Между драматургами известны более других Ержабек Франт, Боздех Эммануил, Закрейс Франт и др. Среди более или менее крупных чешских писателей мы встречаем и несколько женских имен; таковы, например, Божена Немцова (1820—1862), Каролина Светлая, София Подлинская, поэтесса Элишка Красногорская и некоторые др.

Чешская наука дала немало очень ценных вкладов в общечеловеческую сокровищницу знаний. Кроме вышеуказанных лиц, следует также назвать историков литературы Алоиса Шемберу, Йосефа Иречка, Карела Тифтрунка, Патеру Адольфа, Вашка Машка, Тругларя, Франца Бартоша, Вацлав Флайшганса; языковедов Мартина Гатталу, Яна Гебауэра, Гейтлера, Антонина Маценауэра; историков Вацлава Томка, Антонин Гиндели, Брандля, Йозефа Эмлера, Йозефа Калоуска, Антонина Резека, Ладислав Пича, Нидерле, Ченека Зиберта. Научная работа чешских учёных сосредоточивается в изданиях музея чешского королевства («Časopis») и академии наук, основанной в 1890 году Главкой, и разных обществ («Listy Filologické», «Česke museum Filologické», «Hlidka» «Česky Lid», «Česky časopis historický» и др.). К изданиям чисто литературным можно отнести «Česká Revue», «Athenaeum» (изд. Философа Масарыка), «Osvěta» (ред. В. Волчек), «Kvety».


- Литература XX века

В 1890-е годы на передний план выдвигается новое поколение.

Новое поколение поэтов дистанцировались как от нео-романтиком так и модернистов: во главе с Станиславом Косткой Нейманом, их творчество было сосредоточена на конкретной реальности, без какого-либо пафоса, или сложной символики. Многие из новых поэтов (Карел Томан, Франя Шрамек, Виктор Дык, Франтишек Геллнер, Петр Безруч) объединились с анархизмом и женским движением, хотя это влияние ослабло на протяжении всего десятилетия. В прозе, работы модернистского поколения только теперь вступило в свои собственные, но разными стилистическими волнами, которые влияют на их прозу, а также проявляется в работе нового поколения — натурализм (Анна Мария Тильшова); импрессионизма (Шрамек, Геллнер, Иржи Магена, Ян Опольский, Рудольф Těsnohlídek); венский сецессион (Ружена Свободова, Ян Карасек).

После мятежной первого десятилетия новое поколение поэтов (Томан, Нейман, Шрамек) вернулось к природе и жизни в их работе. Это десятилетие также ознаменовано возвращением католических авторов (Йозеф Флориан, Якуб Демл, Ярослав Дурых, Йозеф Вахал) и первым появлением авангарда в чешской литературе, стремящегося к отразить быстрые изменения в обществе и модернизацию. Первый авангардным стилем был неоклассицизм, который вскоре уступил кубизму, футуризму и цивилизму.

Первая мировая война принесла с собой волну репрессий вновь новой чешской культуры, и это означало некий возврат к прошлому, к традиционным чешским ценностям и истории: гуситам и пробуждению. Война, однако, также вызвала кризис ценностей, веры в прогресс, религии и убеждений, которые нашли выход в экспрессионизме (Ладислав Клима, Якуб Демл, Рихард Вайнер), цивилизме (братья Чапек) и видении универсального братства человечества (Иван Ольбрахт, Чапек-Ход, Шальда).

Межвоенный период, совпадающий с временем Первой республики, является одним из апогеев чешской литературы — новое государство принесло с собой разнообразие мышления и философии, что привело к расцвету литературы и культуры. Первая крупная тема межвоенного периода была война — жестокость, насилие и террор, но и героические действия чешского легиона ([Рудольф Медек], Йозеф Копта, Франтишек Лангер, Ярослав Гашек). Новое поколение поэтов возвратило авангард: поэзия сердца (в начале Иржи Волькер, Зденек Калиста) и наивизм (братья Чапек, Йозеф Гора, Ярослав Сейферт, С. К. Нейман). Авангард вскоре раскололся на радикальных пролетарских социалистических и коммунистических авторов (Волькер, Зейферт, Нейман, Карел Тейге, Антонин Матей Пиза, Гора, Йиндржих Hořejší), католиков (Дурых, Демл), и центристов (братья Чапек, Дык, Фишер, Шрамек, Лангер, Ян Гербен). Специфически чешский литературный стиль, поэтизм, был разработан группой Devětsil (Витезслав Незвал, Ярослав Сейферт, Константин Библ, Карел Тейге), который утверждал, что поэзия должна пронизывать повседневную жизнь, что поэзия неотделима от повседневной жизни, что каждый поэт.

Проза межвоенного периода дистанцировалась даже больше от традиционной, прозы одной точки зрения прошлого века, в пользу различных точек зрения, субъективности, и обрывчатого повествования. Утопическая и фантастическая литературы вышла на первый план (Ян Вайс, Карел Чапек, Эдуард Басс, Иржи Гауссманн), а также жанры документальной прозы, которая стремилась изобразить как картину мира, насколько возможно точно (Карел Чапек, Эгон Эрвин Киш, Иржи Вайль, Рудольф Těsnohlídek, Эдуард Басс, Яромир Джон, Карел Poláček); лирическая, художественная проза, которая связана с поэтической поэзией времени (Карел Конрад, Ярослав Ян Paulik, Владислав Ванчура); и католически-ориентированной прозе (Ярослав Дурых, Ян Чеп, Якуб Демл). Драматургия время также следуют той же стилистической эволюции, как поэзия и проза — экспрессионизму, а затем возвращению к реалистичному, гражданскому театру (Франтишек Лангер, Карел Чапек). Наряду с авангардной поэзией, получил распространение авангардный театр, уделяя особое внимание устранению барьеров между актёрами и публикой, нарушая иллюзию единства театральной работы (Osvobozené Divadlo, Иржи Восковец и Ян Верих).

После оптимизма 1920-х, 1930-е годы принесли с собой экономический кризис, который послужил толчком к политическому кризису. Это привело авторов того времени, чтобы сосредоточиться на вопросах общества и духовности (Калиста, Карел Шульц, Халас, Ванчура, Дурых). Изменения были сперва отразились в поэзии: творчество новое поколение поэтов: они начиналик как поэтисты (Богуслав Рейнек, Вилем Завада, Франтишек Халас, Владимир Голан, Ян Заградничек) но их работы гораздо темнее, в их произведениях немало образов смерти и страха.


- Современная литература (с 1989)

После ноябрьской бархатной революции в 1989 году возникли десятки новых издательств, которые предлагали вниманию читателей запрещённые ранее книги.


 

 

 

                                                                                                                                      Материал взят на сайте Википедия ru.wikipedia.org  по  свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

                                                                                                 ''Авторы Википедии'' - по гиперссылкам: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Чехия&action=history;https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=История_Чехии&action=history

                                                                                                                                                  https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Музыка_Чехии&action=history;https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Кинематограф_Чехии&action=history

                                                                                                                                                                                                                                                                             https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Чешская_литература&action=history

Top.Mail.Ru