Сидней

Сидней

 

История

Современные исследования, основанные на радиоизотопном анализе, свидетельствуют, что коренные жители Австралии, аборигены, впервые пришли в местность, на территории которой сейчас располагается Сидней, примерно 30 000 лет тому назад. Аборигены, населявшие эту местность, принадлежали к группе кадигал. До прихода сюда европейцев им принадлежала территория, расположенная к югу от залива Порт-Джексон, где в наше время располагаются центральные районы города. Хотя точное количество аборигенов, проживавших в этой местности до прихода европейцев, назвать достаточно трудно, предполагается, что их было 4000—8000 человек.

В 1770 году Джеймс Кук во время своей первой кругосветной экспедиции, плывя от Новой Зеландии на запад, открыл новую землю, названную им Новый Южный Уэльс. Продвигаясь вдоль побережья на север, он высадился на полуострове Карнелл в заливе Ботани-Бей, названным им в честь ботаников Бэнкса и Соландера своей экспедиции. Экспедиция провела здесь восемь дней, обследуя флору, фауну и картографируя эти места, после чего двинулась вдоль побережья на север.

После того, как в 1776 г. началась война за независимость США, американцы отказались принимать направляемых к ним каторжников из Великобритании, и британские тюрьмы стали переполняться. Парламентом и министром колоний Сиднеем (который был другом ботаника Бэнкса) было принято решение направить поселенцев-заключенных в Ботани-Бэй с тем, чтобы основать там новую британскую колонию.

Первый флот, организованный военно-морскими силами Великобритании, из 11 кораблей (2 военных корабля — командный HMS Sirius и небольшой юркий посыльный HMS Supply, 6 транспортов с заключенными и 3 грузовых судна) во главе с капитаном Артуром Филлипом прибыл в Ботани-бэй в январе 1788 года. При более тщательном обследовании берегов Ботани-Бея это место было признанно недостаточно пригодным для основания новой колонии, в первую очередь из-за недостатка пресной воды, соли и подверженности ветрам. Артур Филлип лично на HMS Supply обследовал расположенный всего в 12 км к северу залив Порт-Джексон, который Джеймс Кук обозначил на карте, но детально не обследовал. Войдя в Порт-Джексон, HMS Supply обнаружил, что это большой трёх-рукавный залив. Обследовав небольшой Северный рукав (теперь это North Harbour), он затем зашел в широкий изогнутый и недоступный океаническим ветрам и волнам южный рукав залива (теперь: Sydney Harbour), где обнаружил очень удобную круглую бухточку.

26 января 1788 года весь Первый Флот перешел из Ботани в Порт-Джексон, и бросил якорь в этой небольшой круглой бухточке, впоследствии названной Сиднейская бухточка (англ: Sydney cove) протяжённой 20-километровой Сиднейской бухты (англ: Sydney Harbour) разветвлённого залива Порт-Джексон. Капитан Артур Филлип объявил о присоединении к Великобритании Нового Южного Уэльса, о создании здесь первого поселения, и о том, что он отныне является первым губернатором Нового Южного Уэльса. Теперь этот день — национальный праздник Австралии. Первоначально предполагалось назвать новое поселение Альбион, однако в последний момент Артур Филлип решил назвать её в честь Лорда Сиднея, бывшего в то время секретарём Великобритании по делам колоний. За Первым флотом вскоре последовал Второй, а затем и Третий. По своей сути, они ничем не отличались от Первого, так как основной целью этих экспедиций было так же как и в первом случае, транспортировка заключенных из британских тюрем во вновь образованную колонию (Второй флот, правда, отметился тем, что в пути погибло много людей от цинги и др. болезней). Сидней долгое время оставался основным местом ссылки заключенных из Великобритании. Несмотря на то, что начиная с 1815 года, после окончания наполеоновских войн, свободная иммиграция начала набирать обороты, в 1820 году примерно 40 % населения составляли заключенные. Вскоре после 1789 года среди аборигенов, населявших местность, непосредственно прилегающую к Сиднею, разразилась сильнейшая эпидемия оспы, в результате которой тысячи из них погибли.

В 1808 году в Сиднее произошел так называемый Ромовый бунт. Он был вызван попыткой губернатора Нового Южного Уэльса Уильяма Блая, который прославился как один из основных участников событий, связанных с мятежом на корабле «Баунти», прервать монополию офицеров Корпуса Нового Южного Уэльса на спиртное. Пользуясь безграничной властью в колонии, офицеры превратили жителей практически в рабов, используя спиртное вместо денег при расчетах за товары и услуги. После долгих прений и переговоров противостояние перешло в открытую конфронтацию, которая привела к аресту и смещению с должности губернатора Блая. Этот мятеж стал единственным примером успешного вооруженного захвата власти в Австралии. После прибытия в Сидней новых воинских контингентов Корпус был расформирован, участвовавшие в бунте офицеры наказаны. Однако и губернатор Блай был смещен со своего поста и заменён на более либерального Лаклана Маккуори.

 

География

 

Топография

Городские районы Сиднея располагаются в прибрежной долине, которая ограничена с востока Тихим океаном, Голубыми горами с запада, рекой Хоксбери на севере и Королевским национальным парком на юге. Береговая линия изрезана многочисленными заливами и бухтами, которые образовались в результате того, что по мере потепления климата в конце ледникового периода и подъема уровня Мирового океана, вода затопила прибрежные речные долины и ущелья невысоких гор. Залив Порт Джексон, включающий в себя Сиднейскую бухту Сидней-Харбор, представляет собой именно такое образование и является крупнейшей естественной бухтой в мире. На территории жилых районов города насчитывается примерно 70 небольших заливов и пляжей, включая знаменитый Бондай-Бич (англ: Bondi Beach) в южной части города и пляжи Мэнли (англ: Manly) на севере. Площадь жилых районов города составляла на 2001 год 1687 км². Однако Бюро статистики Сиднея использует в своих подсчетах гораздо большую площадь, включая Голубые горы, Центральный береговой район и прилегающие к городу национальные парки. Таким образом, общая площадь большого Сиднея составляет 12 145 км².

Географически Сидней находится между двумя регионами: равниной Камберленд, относительно плоской местностью к югу и западу от залива и плато Хорнсби, расположенной к северу от города. Наиболее старые исторические районы города находятся на южном берегу залива Порт Джексон. Северное побережье начало развиваться значительно позже из-за своего более гористого рельефа и отсутствия простого доступа сюда на начальном периоде развития города. Основное сообщение с северным берегом Сидней-Харбор и удалёнными пунктами залива Порт Джексон тогда велось (и сейчас продолжается) паромами с центральной пристани города. Она именуется «Сёркьюлар-Ки» — в переводе «Круговая Пристань» либо «Циркулярная Пристань» (англ: Circular Quay) и расположена на берегу исторической Сиднейской бухточки, с которой и пошло развитие города. Ситуация с развитием северных районов города резко поменялась только после 1932 года, когда было завершено строительство моста Харбор-Бридж.

 

Климат

Сидней располагается в зоне субтропического океанического климата с характерным для него умерено-жарким летом и умерено-тёплой зимой. Количество осадков, выпадающих в городе, распределяется в течение года с преимуществом в зимние месяцы. В районах города, непосредственно прилегающих к океану, климат является более ровным, однако в западных районах города, расположенных более глубоко в континентальной Австралии, часто наблюдаются более экстремальные всплески температур. Самым тёплым месяцем является январь со средней температурой воздуха 16,6—25,8 °C и средним количеством дней с температурой воздуха более 30 °C — 14,6. Абсолютный рекорд температуры был зафиксирован 18 января 2013 года во время волны сильной жары в Австралии, температура воздуха составила 45,8 °C, в пригородах до 47 °C. Мощную жару на несколько часов принес сильный горячий западный ветер, который вместе с солнцем за несколько часов разогрел город на 24 °C. При этом, на следующий день ветер сменился на обратный, и температура выше 22 °C уже не поднялась. Зимняя температура редко опускается ниже 5 °C в прибрежных районах. Самым холодным месяцем является июль со среднедневной температурой 8—16,2 °C. Рекордно низкая температура была зафиксирована в Сиднее на уровне 2,1 °C.

Осадки распределены в течение года более или менее равномерно с некоторым преобладанием в первые месяцы года, когда погоду в городе определяют восточные ветры. Среднегодовое количество осадков в Сиднее составляет 1217 мм, среднее количество дождливых дней в году — 138. Снегопад был зафиксирован в центральной части города в последний раз в 1836 году. Однако выпавшая в городе в 2008 году снежная крупа, которая иногда ошибочно принимается за снег, заставляет думать, что явление 1836 года могло носить тот же характер и не было снегом. В 1947 году в Сиднее прошёл град от которого пострадали более 1000 человек.

Хотя Сидней не сильно подвержен влиянию циклонов, Эль-Ниньо играет большую роль в формировании климата города. В зависимости от фазы это явление может стать, с одной стороны, причиной засух и лесных пожаров, с другой, провоцирует штормы и наводнения. Многие городские районы, которые располагаются в непосредственной близости от леса и буша, подвергаются непосредственной опасности лесных пожаров. Пожары были особенно сильны вблизи города в 1994 году, а также в 2001—2002 годах. Особенно пожароопасными сезонами являются весна и лето. В городе довольно часто наблюдается сильный град и сильные штормовые ветры. Один из сильнейших градов выпал на территории города в 1999 году. Он нанёс существенный урон центральным и восточным районам Сиднея. Во время этого шторма отдельные льдины, падавшие с неба, достигали размеров примерно 9 сантиметров в диаметре. Это привело к разрушениям, оценивающимся страховыми компаниями примерно в A$1,7 миллиардов.

Сидней подвержен наводнениям, которые возникают в результате обильных дождей, выпадающих в городе в основном в зимнее и весеннее время. Обильные осадки в этот период, в свою очередь, вызваны с прохождением над территорий восточной Австралии области низкого давления. Помимо обильных осадков погода в этот период характеризуется сильными ветрами и частыми штормами на море. Самое сильное наводнение произошло в Сиднее 6 августа 1986 года, когда на город в течение 24 часов выпало 327,6 миллиметров осадков. Это наводнение привело к парализации транспорта в некоторых частях города, а также нанесло ущерб многим зданиям.

По данным Австралийского метеорологического бюро период между 2002 и 2005 годами характеризовался самыми жаркими летними месяцами с момента начала наблюдений в 1859 году. В 2004 году средний максимум дневных температур составлял 23,39 °C, 2005 — 23,35 °C, 2002 — 22,91 °C, 2003 — 22,65 °C. В период между 1859 и 2004 годом средний дневной максимум температур составлял 21,6 °C. Начиная с ноября 2003 года, в Сиднее было только два месяца, когда средняя максимальная дневная температура была ниже средней за период: март 2005 (температура ниже средней на 1 °C) и июнь 2006 (0,7 °C). Однако согласно данным Бюро, лето 2007-08 года было одним из самых холодных за всю историю наблюдений. Согласно этим данным лето 2009 года было самым холодным за 11 лет, а также самым дождливым за 6 лет. Это было всего третье лето за всю историю, когда дневная температура не поднималась выше 31 °C.

 

Экономика

Важнейшими секторами экономики Сиднея, если судить по количеству занятых в них работников, являются сфера обслуживания, торговля, производство, здравоохранение и коммунальное обслуживание. Начиная с 1980-х годов, общая ситуация на рынке труда изменяется таким образом, что всё бо́льшее количество рабочих мест переходит из сферы производства в сферу обслуживания и сферу информационных технологий. Экономика Сиднея составляет примерно 25 процентов от всей экономики Австралии. В городе располагаются Австралийская биржа ценных бумаг (ASX) и Резервный банк Австралии, а также штаб-квартиры 90 банков и более половины крупнейших компаний страны. Сидней является основным центром Австралии, в котором располагаются региональные офисы международных компаний (их насчитывается порядка 500). Из десяти самых крупных австралийских компаний четыре имеют головные офисы в Сиднее (Caltex Australia, Commonwealth Bank, Westpac и Woolworth). Fox Studios Australia имеет в городе большую киностудию. Сиднейская биржа фьючерсов (SFE) является одной из крупнейших бирж подобного типа в австралийско-тихоокеанском регионе. Она является 12-й крупнейшей фьючерсной биржей в мире и 19-ой крупнейшей, если считать оборот опционов.

Жители города имеют самый высокий средний доход на душу населения в Австралии, он составляет US$ 42 599 на человека. По состоянию на 2004 год уровень безработицы составлял в городе 4,9 процента. Согласно исследованию журнала The Economist, Сидней занимает 16-е место в списке самых дорогих городов мира. Другие исследования показывают, что город находится на 15-м месте по уровню заработков его жителей. По состоянию на 20 сентября 2007 года средняя цена домов в Сиднее была самой высокой среди крупнейших австралийских городов и составляла A$ 559 000. Сидней также имеет самый высокий средний уровень ренты в Австралии: она составляет A$ 450 в неделю.

Центральная часть города помимо большого количества офисов располагает огромным количеством торговых центров, магазинов и бутиков. Шопинг, многочисленные культурные и спортивные события, архитектура, исторические места и удивительная по красоте природа города привлекает сюда многочисленных туристов как из Австралии, так и со всего мира. Согласно статистике, в 2004 году город посетили 7,8 миллионов австралийских туристов и 2,5 миллиона гостей из-за границы.

 

Транспорт

В Сиднее широко развита сеть автодорог, поскольку жители города широко используют автомобили для передвижения. Существует система скоростных дорог (motorway), часть из которых платные (tollway), часть — бесплатные (freeway). Крупные дороги объединены в 10 магистралей (Metroads), которые включают в себя 110-ти километровую орбитальную сеть (Sydney Orbital Network).

Сидней имеет хорошо развитую сеть общественного транспорта — автобусных маршрутов, такси и поездов. В Сиднейском заливе и по реке Парраматта, впадающей в залив, курсируют пассажирские паромы.

Со 2 января 2012 года разовая стоимость проезда в автобусе в центральной части города (зона Multi-1) равна: AUD 3,5 (6,1 — «тудаобратно») для взрослых и соответственно 1,7 и 3,0 для детей. Недельный билет в этой же зоне на все виды транспорта (автобус, поезд, паром) стоит соответственно AUD 43 и 21,5 без ограничения числа поездок.

 

Поезда

Первая железнодорожная ветка была открыта в 1855-м году между Сиднеем и Парраматтой. В настоящее время поезда курсируют 20 часов в сутки по сети, протяжённостью 2080 км с 306-ю станциями (включая загородные). Интервал движения поездов примерно 15 минут в часы пик, в остальное время — 30 минут. В Сити и Восточных районах поезда идут под землёй. Переход на электровозы начался в 1926-м году. В настоящее время весь городской железнодорожный парк электрифицирован, напряжение питания 1500 В постоянного тока. Поездами пользуются примерно 270 млн пассажиров в год.

 

Автобусы

Сеть автобусных маршрутов Сиднея примерно совпадает с упразднённой в настоящее время трамвайной сетью. Номер автобуса обычно представляет собой трёхзначное число, первая цифра которого, как правило, указывает на район города, где данный маршрут оперирует. Так, например, автобусы с нумерацией 3ХХ пролегают в восточных районах Сиднея, а маршруты 8ХХ — в юго-западных. Государственная компания The State Transit Authority of New South Wales (STA) (англ.), принадлежащая правительству штата Новый Южный Уэльс управляет работой автобусных сетей Сиднея и Ньюкасла, а также работой пассажирских паромов. Автобусный парк обоих городов составляет более 2100 машин базирующихся в 13 депо.

 

Паромы

Историю первых сиднейских паромов можно проследить далеко в прошлое, во времена прибытия Первого Флота, когда уже в 1789 году ходил паром из Сиднейского Залива вверх по реке к фермерским поселениям Парраматты. Первый официальный паром был построен заключёнными и ходил под парусами и вёслами. Путешествие до Парраматты занимало примерно неделю. К 1899-му году Сиднейская Паромная Компания стала крупнейшей паромной компанией в мире. Но после открытия Харбор-Бридж 19 марта 1932 года количество пассажиров резко сократилось с 30 до 13 миллионов в год.

Сейчас паромами перевозятся примерно 14 млн пассажиров ежегодно, многие из которых путешествуют не только по делам, но просто для удовольствия, особенно по выходным дням. Так в 2009—2010 годах маршрутами, идущими в район Мэнли, известный своими пляжами и аквариумом с самым длинным в мире 110-ти метровым подводным туннелем, воспользовались около 6-ти млн. пассажиров. Последний рекорд по продаже билетов в один день был зафиксирован 2го января 2011 года, когда было продано 94918 билетов, и почти половина из них — по маршруту в Мэнли. На сегодняшний день флот состоит из 28 паромов, соединяющих в сеть 38 пристаней, протяженность сети — 37 км.


Трамвай

Упразднённая нынче трамвайная сеть Сиднея была когда-то второй после Лондона по протяженности в Британской Империи и одной из крупнейших в мире. Первая конка существовала с 1861 по 1866 год. В 1879 году появились маршруты с трамваями на паровой тяге. Электрификация путей началась в 1898 году и в 1910 была в основном завершена. Максимальной длины сеть достигла в 1923 году — 291 км (181 миля). К 1930 году парк составлял около 1600 вагонов, максимальное количество пассажиров было перевезено в 1945 году — 405 миллионов. Увеличивающаяся конкуренция со стороны личных автомобилей и автобусов, а также дорожные пробки привели к постепенному закрытию маршрутов. Последний трамвай прошел по Сиднею в 1961 году. В некоторых местах и сейчас сохранились рельсы, но старые трамваи ходят только по короткому 3,5 километровому пути от музея трамвая вглубь Королевского Национального Парка. Более чем через 30 лет после закрытия последнего трамвайного маршрута, в 1997 году, открылся новый легкорельсовый трамвайный маршрут Metro Light Rail (не путать с метрополитеном). В 2000 году он был продлён и сейчас проходит от центральной железнодорожной станции (Central Station) в район Лилифилд (Lilyfield). Длина маршрута 7,2 км с 14-ю остановками, примерно 3,5 млн пассажиров пользуются этим маршрутом ежегодно. Существует проект постройки новой ветки от Central Station через Сити к центральной паромной пристани Circular Quay, расположенной в нескольких минутах ходьбы от Оперного театра, Королевского ботанического сада (Royal Botanic Gardens) и других туристических достопримечательностей. Существует также идея проложить ветки к Сиднейскому Университету и Университету Нового Южного Уэльса.

 

Города-побратимы

У Сиднея — 6 городов-побратимов:

Флаг США Сан-Франциско, Калифорния, США
Флаг Японии Нагоя, Япония
Флаг Новой Зеландии Веллингтон, Новая Зеландия
Флаг Великобритании Портсмут, Великобритания
Флаг Китайской Народной Республики Гуанчжоу, Китай
Флаг Италии Флоренция, Италия

 

 

 

 

 

                                                                                                  Материал статьи взят на сайте Википедия  ru.wikipedia.org  по  свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

                                                                                     '' Авторы Википедии '' - по гиперссылкам: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Города_Австралии&action=history; https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Сидней&action=history 

Top.Mail.Ru